В волшебных сказках на развилке дорог всегда лежал камень-указатель. Надпись на нем помогала путнику сориентироваться, предупреждала об опасности. Пойдешь налево – голоден будешь, направо – коня потеряешь, а прямо – сам пропадешь. Благодаря такому путевому камню, герой оставался цел.
Зачем нужна консультация психолога?
В ХХ веке подобным указателем для человека, стоящего на развилке жизни, стала психологическая помощь. Предоставляют ее вполне здоровым людям, попавшим в сложные жизненные переделки и неспособным самостоятельно из них выбраться.
Безусловно, консультация психолога – это огромное преимущество наших современников. Ведь встреча с мудрым сердцеведом порой сродни реанимации. Она не просто проливает свет в конце образовавшегося туннеля и не только разъясняет, как познать себя и свою сущность. Главное – она прививает иммунитет к житейским трудностям и позволяет человеку добиваться поставленных целей.
С какой проблемой можно прийти на консультацию психолога?
Опытный специалист готов помочь найти решение любого вопроса: от бытового до судьбоносного. Взаимопонимание в браке, супружеская верность и измена, профессиональная и личностная состоятельность, гармонизация взаимоотношений, самоприятие и саморазвитие – весь этот спектр проблем находится в компетенции целителя человеческих душ.
И все же можно выделить три основных вектора помощи, которую можно получить на консультации психолога:
• осмысленный выбор действий согласно самостоятельно принятому решению;
• выработка новой тактики поведения;
• совершенствование личности.
Важно понимать, что консультация психолога – процесс интерактивный. Он результативен только при наличии обратной связи. Важнейшим его условием является готовность взрослого человека, нуждающегося в помощи, мыслить и действовать конструктивно, а также нести ответственность за свои действия.
Цели психологической консультации определяются, в первую очередь, потребностями клиента. Но можно обозначить наиболее универсальные из них:
• повышение качества жизни человека путем изменения его поведения;
• обучение преодолению трудностей;
• подталкивание к принятию эффективных решений;
• развитие контактности, способности успешно адаптироваться и взаимодействовать в социуме;
• обнаружение симптомов и причин дереализации и содействие в личностном росте.
Алгоритм консультационной помощи
1. Наведение мостов
Цель ознакомительного этапа – установление контакта между психологом и клиентом, возникновение между ними атмосферы доверительности и доброжелательности. Консультант наблюдает за человеком, не только вслушивается в его слова, но и внимательно изучает сигналы невербалики, оценивает способность к самоанализу.
2. Достижение консенсуса
На этом этапе оба участника диалога должны прийти к одной формулировке проблемы, волнующей клиента. Пытаясь уяснить ее, специалист задает серию проблемных вопросов своему посетителю, пока не начнет мыслить и говорить с ним на одном языке. Точное словесное обозначение «загвоздки» — верный путь к ее устранению.
3. Поиск оптимального решения
Теперь психолог, вместе с клиентом, рассматривает несколько альтернативных решений озвученной проблемы. Сначала консультант слушает предложения своего подопечного, потом подсказывает и свои возможные варианты. Для большей очевидности все потенциальные решения записываются. После этого клиенту предстоит выбрать наиболее приемлемый для себя вариант.
4. Разработка стратегии действий
Избранная модель «прорыва» из трудной ситуации подвергается тщательному анализу. Она рассматривается с точки зрения прочности, адекватности, выполнимости. Только после этого составляется план по ее выполнению, оговариваются возможные сроки реализации, предусматриваются и потенциальные риски.
5. Осуществление задуманного
Составленный план начинается реализовываться. При этом консультант постоянно поддерживает своего подопечного, направляет его, помогает не спасовать перед временными неудачами, помогает ощутить уверенность в своих силах.
6. Подведение итогов
На заключительном этапе приходит пора «собирать камни». Констатируются достигнутые успехи, отмечаются и отдельные промахи, обсуждаются пути их устранения. Если выбранная стратегия не выдержала проверку практикой, все начинается по новой.
Цели различных видов консультаций психолога:
• интимно-личностные: нацелены на борьбу с комплексами, фобиями, стрессами, проблемами в общении;
• групповые: направлены на преодоление барьеров на пути развития, взаимодействия, социальной адаптации участников процесса;
• семейные: регулируют отношения супругов, отцов и детей, помогают отыскать спутника жизни, пережить развод, стать эффективнее в браке;
• педагогические: ориентируют родителей и учителей в вопросах воспитания и обучения детей, знакомят с инновационными педагогическими методиками, помогают преодолеть девиантные реакции в поведении ребенка;
• профессиональные: способствуют укреплению корпоративных связей, знакомят с деловой этикой, предупреждают эмоциональное выгорание сотрудников;
• мультикультурные: позволяют успешно взаимодействовать людям из различных социальных сред.
При всем своем научном обосновании, ни одна консультация психолога не похожа на другую. Это всегда живой диалог, всегда уникальный и обоюдный процесс поиска истины.