Психология зависимости – это основная проблема на пути самореализации личности. Добровольное рабство существенно ограничивает возможности человека. Оно крадет его время и здоровье, мешает претворению его планов, разрушает надежды. По сути, оно похищает не только счастье, но и саму жизнь человека.
Недаром способы бегства из постыдного плена пытались отыскать многие духовные наставники человечества. По словам одного из них – американского романиста Джека Керуака, – каждому из нас не помешало бы однажды оказаться в беспросветной глухомани, чтобы физически ощутить зависимость исключительно от самого себя.
Только так, по мнению писателя, можно познать глубины своей натуры и обрести ранее неведомую силу. Керуак хорошо знал, о чем говорил: свои романы, которые называли «психоактивными веществами», он создавал с помощью бензедрина или алкоголя.
Психология зависимости и личность
Парадоксально, но у большинства людей имеется опыт травмирующей «зацепки». Узы тяготящих зависимостей присущи представителям самых различных профессий, этнических и социальных групп. Даже у внешне благонадежного индивида, не водящего дружбу с зеленым змием, не травящего себя никотином или опиумом, находится лазейка в «параллельную реальность», дающая ощущение временного «улета».
Таких психологических капканов на сегодня известно около двадцати. Специалисты делят их на две группы:
- • эмоциональные: любовь-ревность, трудоголизм, шоппинг, азартные игры, экстрим-развлечения, интернет-зависимость, селфи, вещизм и прочие;
- • химические: токсикомания, табакокурение, алкоголь, наркотики, кофеиносодержащие напитки, богатые углеводами продукты и другие.
Подчиненность всевозможным пристрастиям страшнее тюремного заключения. Она одновременно является и добровольной, и подневольной. Страдая и деградируя, зависимый индивид прилагает немалые усилия для того, чтобы упрочить собственные цепи. Между тем, никто, кроме него самого, не в состоянии принести ему истинную свободу.
Человек может стать жертвой не только собственных злоупотреблений, но и созависимости. Речь идет о специфической форме сближения с близким кругом людей. Подобные узы ограничивают возможности саморазвития едва ли не больше, чем страсть к сладкому или наркотикам.
Паутина семейных и дружеских созависимостей густо переплетает мир интимных отношений. При этом люди не осознают, как глубоко увязли в болоте несвободы. А ведь жизнь у каждого одна – скоротечная и невозвратимая
Психология зависимости и общество потребления
Привязанности и пристрастия – первопричины многих заболеваний и межличностных раздоров. Обществу они обходятся дороже самых грозных катаклизмов и опасных эпидемий. Медики утверждают: вредные привычки уносят больше жизней, чем преступления и войны вместе взятые.
Тем не менее, стандарты сегодняшнего социума навязывают потребителям массу опасных стереотипов и порочных идеалов. Реклама, проникшая в каждый дом вместе с телевещанием и интернетом, расхваливает на все лады источники стойких зависимостей: горячительные напитки, сигареты, гаджеты.
Такие психические атаки лишают людей способности мыслить, делают их несамостоятельными, безответственными, легкоуправляемыми, заставляют забыть о более важных ценностях. Вместо самоконтроля приходит самооправдание своим слабостям: «Я достоин лучшего!», «Чем я хуже других?», «Я должен себе это позволить!»
Корни психологической зависимости
Специалисты пришли к выводу, что провокаторами разных форм несвободы являются игнорируемые потребности, которые человек не умеет или не может реализовать.
Предпосылки для их появления могут возникнуть уже в младенческом возрасте. Если ребенок-грудничок лишен безусловной любви матери, эмоционального общения с ней, то чувство обделенности рано закрадется в его душу.
Впоследствии с большой вероятностью у него сформируется психология зависимости, и он начнет компенсировать дефицит внимания к своему «Я» химическими или эмоциональными агентами. С их помощью он будет пытаться добиться душевного комфорта, чувства спокойствия и безопасности. Снять напряжение более совершенными способами ему будут мешать неуверенность в себе и неспособность к самовыражению.
Подобный комплекс легко может сформировать психологию неудачника и аддиктивное поведение. Не умея приспособиться здоровыми методами к действительности, такой человек будет спасаться от нее бегством в некое иллюзорное пространство.
Только там он сможет порадоваться, отдохнуть, забыться, освободиться от апатии и депрессии, чтобы затем снова вернуться во враждебную для него реальность. При этом человек редко осознает, что его биоинформационный «спаситель» дает ему все меньше «кайфа» и что добровольные уходы в рабство все менее им контролируются.
Признаки психологии зависимости:
1. Индивид не может самостоятельно справиться с гнетущими состояниями страха, тревоги, вины, раздражительности, апатии, агрессии и прочих негативных психических «прессингов».
2. Человек не обладает умением или способностью адаптироваться к жизни социально приемлемыми, допустимыми для его организма способами. Происходит ложное программирование мозга шаблонами неэффективного поведения
3. «Большому ребенку» не нужна свобода как ответственность. Он от нее отказывается, подменяя вседозволенностью, которая и приводит его в тенета рабства.
Психология зависимости – это навсегда?
Одним ударом разрубить путы рабства невозможно. Потребуется проделать большую и трудоемкую внутреннюю работу по очищению авгиевых конюшен самообмана. Прежде всего, индивид должен осознать тупиковость выбранного им пути. Затем ему придется овладевать азами творческого самоуправления, постигать искусство мобилизации и релаксации. Все это со временем ляжет в основу программы саморазвития, которая позволит в любых ситуациях опираться на себя самого.
Желательно, чтобы переориентация личности проходила под наблюдением опытного специалиста. Квалифицированный психолог проконтролирует, чтобы решение о радикальном изменении жизни стало бескомпромиссным и бесповоротным. Он подскажет своему подопечному, как познать себя и свою сущность, как преодолеть стремление к ложной адаптации, как выработать новый комплекс ожиданий, привычек и отношений.
Избавляющемуся от зависимости человеку предстоит убедиться в том, что реальная свобода, в отличие от мнимой, приносит райское наслаждение. Она предоставляет массу новых возможностей, светлых ощущений и переживаний, гармонизацию отношений с близкими людьми, незабываемые впечатления от медитативных путешествий, а главное – воплощение самых несбыточных мечтаний. Все эти перспективы не имеют ничего общего с рабской полужизнью зависимого человека.