tseliПсихология целеполагания – важнейшая составляющая самореализации. Суть ее – в трансформировании желаний в целеустановки и составлении плана действий по их достижению.

Обучению этому искусству посвящены многие бизнес-тренинги. Но на практике оказывается, что проектирование собственной жизни дается далеко не каждому. Многие бездумно применяют модные методики, не заботясь об их приемлемости для себя, своего ресурсного багажа.

Рассмотрим на конкретных примерах этапы адресного формирования психологии целеполагания, которая сможет максимально зарядить энергией именно вас.

Постановка вдохновляющей цели

Допустим, вы наметили цель. Ответьте честно на вопросы: она действительно ваша? она вас воодушевляет? окрыляет ли вас ее формулировка?

Представьте себе способного студента, которому предстоит выбрать тему для курсовой работы. Если преподаватель предложит ему шаблонно составленные темы, вряд ли они внушат энтузиазм молодому человеку. Стереотипы вне интересов творческой личности.

Но стоит научному руководителю, видя «кислую мину» подопечного, изменить формулировки тем, придать их звучанию актуальность и полемичность, а главное – развернуть их в сторону увлечений данного студента, как глаза парня загорятся.

В чем тут секрет? Усложненные темы стали соответствовать недюжинному потенциалу одаренной натуры студента.

Анализ своих возможностей

Прежде чем приниматься за реализацию мечты-идеи, подумайте, хватит ли у вас для этого сил и рычагов влияния. Психология целеполагания основывается на разумном соотношении желаемого и возможного, баланса внешних и внутренних ресурсов. Взваливая на себя непосильную ношу, вы добьетесь одного – надорветесь и заработаете стресс.

Разберем простой случай из жизни. Учитель-словесник великолепно владеет речью и пытается научить этому своих учеников. Однако, проверяя их сочинения, всякий раз расстраивается: дети напрочь забывают все, о чем говорили в классе, и делают массу речевых ошибок.

Возникает вопрос: достаточно ли только одного искреннего желания учителя, помноженного на самые передовые методики преподавания, для того, чтобы учащиеся высказывались грамотно? Увы, этих условий хватит лишь для тех воспитанников, которые и дома слышат правильную речь, много читают, посещают театр, общаются с развитыми в речевом плане сверстниками.

В остальных случаях добиться 100-процентных результатов одному учителю не под силу. Выходцы из среды, не блещущей красноречием, во-первых, с пеленок закрепляют непотребные фигуры речи, во-вторых, не отличаются стремлением к овладению ораторскими навыками.

Тут можно вспомнить и профессора Хиггинса из пьесы Б.Шоу «Пигмалион», который, как ни старался, не смог научить уличную цветочницу говорить и вести себя, как истинная герцогиня. Хиггинс не учел степени личного влияния на воплощение своего замысла.

Конкретизирование цели

Психология целеполагания требует не расплывчатых интенций, а конкретных, четко прописанных, ограниченных по времени ориентиров. Такие цели, подобно хорошо видным маякам, позволят не сойти с курса.

Вспомните себя в выпускном классе, когда нужно было определиться с будущей профессией. Наверняка вы прослушали не одну лекцию по профориентации, прошли не один тест, посмотрели не один учебный фильм. А решение было принято только тогда, когда в класс пришел представитель конкретной профессии и рассказал подробно обо всех ее нюансах.

Вы смогли задать ему конкретные вопросы и услышать на них предметные ответы. В итоге вы сформулировали для себя вполне определенную цель – поступить в вуз и овладеть выбранной профессией.

Согласование поставленной цели с другими жизненными установками

Появившийся у вас на данном этапе замысел должен органично вписаться в контекст вашей жизни. Он не может противоречить вашим приоритетам, нравственным ценностям, духовному и интеллектуальному развитию. В психологии целеполагания принято сочетать большие и малые задачи, высшие и второстепенные цели, сводя их к одному знаменателю – самореализации.

Разобраться в этом поможет пример с выбором спутника жизни. Многие молодые люди терзаются вопросами, на ком жениться: умной или красивой, яркой или скромной, общительной или работящей? А исходить нужно из того, насколько каждая из рассматриваемых кандидатур вписывается в психологию жизни того, кто делает выбор.

Не ошибиться тут поможет сопоставление долгосрочных приоритетов и сиюминутного порыва. Иначе можно уподобиться одному из трагических героев И.Тургенева, всю жизнь свою поставившего на карту женской любви. Между тем, даже предмет сладчайших грез не должен подминать под себя все остальные устремления личности.

Проверка цели на экологичность

Подумайте хорошенько над следующими вопросами: устроит ли вас цена, которую придется заплатить за достижение цели? приемлемы ли для вас средства, которые позволят воплотить ваши замыслы? понимаете ли вы, какие последствия возможны при реализации ваших планов?

Здесь впору вспомнить случай, типичный для педиатрической практики. Здоровый ребенок, пойдя в школу, становится аллергиком и неврастеником. Оказывается, что родители первоклассника так бурно реагируют на оценки чада, что у мальчика появилась повышенная тревожность, которая и привела к сбоям в здоровье. Стоят ли сплошные «пятерки» таких жертв? Вряд ли: вместе с ними, ребенок приобретет букет психосоматических недугов.

И напоследок

Все наши «хотелки» – даже самые вдохновенные и четко очерченные – не стоят ничего без решительных действий. Наметив план, приступайте к его исполнению не завтра, не в понедельник, а сегодня, прямо сейчас. Если вы видите цель, не замечайте препятствий. Верьте в себя – и все получится!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *