Дети с нарушением интеллекта нуждаются в удвоенной родительской любви и дополнительной опеке специалистов. Ни во дворе, ни в детском саду, ни в школе таких «своеобразных» детей не встречают с улыбками и дружескими объятиями.

Не такие как все, они вызывают настороженность, а иногда и открытую агрессию со стороны окружающих. Поэтому необходимо обеспечить им все условия для подготовки к самостоятельной жизни в обществе.

Виды нарушения интеллекта

Умственная отсталость, или слабоумие, проявляется в узости круга познавательных интересов и низкой обучаемости. При данном расстройстве отсутствует способность к рациональному аналитическому мышлению, недостает оценочности собственным суждениям и действиям, «хромают» память и воля, обнаруживается эмоциональная неразвитость.

В зависимости от выраженности этих симптомов, в психиатрии выделяются три основных вида нарушения интеллекта:

  1. Дебильность – слабоумие в наиболее легкой степени, отличающееся осложнением процесса овладения знаниями и обеднением эмоционально-волевых проявлений. Нарушение в функционировании нервной системы, как правило, влечет за собой ряд соматических заболеваний. Для обучения такие дети направляются в специализированные заведения. Так как способность к труду у них сохраняется, то их готовят к профессиональной деятельности, хотя сфера ее существенно ограничена.
  2. Имбецильность – средняя степень умственного и физического недоразвития. Дети с таким диагнозом могут овладевать отрывистыми стандартными фразами, приобщаться к несложным приемам личной гигиены, усваивать простейшие трудовые навыки.
  3. Идиотия – самый тяжелый вид нарушения интеллекта. Для нее характерны существенное расстройство моторики и координации движения, проблемы с пространственной ориентировкой. Иногда отмечается полное отсутствие мышления и речи, крайняя примитивность эмоциональной сферы. Страдающие идиотией часто не могут не только ухаживать за собой, но и самостоятельно передвигаться.

Что такое задержка умственного развития?

От перечисленных видов нарушения интеллекта нужно отличать свойственную некоторым детям задержку интеллектуального и психического развития. Она не является признаком слабоумия, хотя и затрудняет освоение программы начальной школы.

При этом у детей, отстающих в умственном развитии, отмечаются коммуникативные способности. В средних и старших классах, при осуществлении психолого-педагогической коррекции, перед ними открывается перспектива догнать сверстников.

Причины задержки интеллектуального развития и связанного с ним психического инфантилизма:

  • влияние неблагоприятных факторов на нервную систему плода в утробном состоянии или при патологических родах;
  • вредное воздействие на новорожденного в первые месяцы жизни, приведшее к церебрастеническому расстройству организма.

Медики вывели основные черты, свойственные детям с нарушением интеллекта:

  • незрелость эмоциональной сферы;
  • слабость познавательных интересов;
  • трудности с приобретением новых знаний;
  • неготовность к активной умственной деятельности;
  • низкая трудоспособность, обусловленная быстрой утомляемостью;
  • ограниченный лексикон;
  • проблемы с логикой при решении задач наглядно-действенного типа;
  • узость кругозора, примитивность суждений об окружающем мире;
  • пассивность в игровой деятельности;
  • заторможенность восприятия;
  • неразвитость волевых качеств и привычки к самоконтролю.

Все эти дефекты – в большей или меньшей степени – мешают детям учиться, общаться со сверстниками, успешно адаптироваться к жизни.

Коррекция нарушения интеллекта

Для работы с детьми, имеющими отклонения в умственном развитии, в школьные и дошкольные учреждения приглашаются олигофренопедагоги. Эти работники помогают учащимся с задержкой психического развития рационально планировать свой учебный день, овладевать разными мыслительными операциями, подтянуть успеваемость.

Если же одноклассники категорически отвергают таких детей – обычно это происходит в начальной школе – то, во избежание душевных травм, их переводят в спецучреждения. Там они чувствуют себя уверенней, поэтому успешнее овладевают навыками самоорганизации, необходимыми знаниями и важнейшими умениями. После этого, при благоприятном прогнозе специалистов, они снова поступают в общеобразовательное учреждение.

Дети с диагнозом дебильность проходят обучение в спецшколах по адаптированным программам. Они усваивают основные правила грамматики и связной речи, знакомятся с элементарными математическими понятиями.

Значительные дефекты в умственном развитии у детей с имбецильностью, как правило, не позволяют им осваивать программу даже вспомогательного учебного заведения. Элементарные навыки счета, чтения и письма им прививают в специальных детдомах, где они содержатся до совершеннолетия. Там они овладевают и простейшими трудовыми операциями, чтобы в будущем устроиться на специально созданные для них предприятия.

Детей с идиотией родители часто определяют в спецучреждения. Там им обеспечивается полноценный уход и квалифицированная медпомощь. С совершеннолетнего возраста они живут и наблюдаются в профильных интернатах.

Коррекция нарушений интеллекта – при объединении усилий родителей, педагогов и медиков – дает ожидаемые результаты. Гуманный подход к «особенным» детям позволяет им благополучно преодолеть барьеры, создаваемые на их пути природой и обществом, и стать полноценными членами социума.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *