Психология влияния

vliianie1Психология влияния – актуальная проблема в современном мире. Любому из нас хотелось бы иметь рычаги воздействия на окружающих, будь то дети или родители, начальники или подчиненные, друзья или партнеры.

В то же время никто не желает быть безответной жертвой чужого влияния. Ведь далеко не всегда оно бывает положительным. Особенно неприятно стать мишенью субъектов, о существовании которых даже не подозреваешь.

Психология влияния как феномен цивилизованного общества

Чтобы оказать воздействие на душевное состояние человека, склонить его к определенным действиям, а иногда и полностью перевернуть его жизнь, необязательно прибегать к физическому насилию.

Сегодняшние инициаторы влияния не применяют варварских методов. У них на вооружении исключительно психологические формы воздействия. Они виртуозно используют силу слова, прибегают к основам невербального общения, практикуют паралингвистические техники.

Психология влияния нередко связана с природным магнетизмом харизматичных личностей. Механизм их обаяния до конца пока не изучен. Специалисты называют его «психологическим облучением». Чары обаяния зачастую действуют неотразимо. Одно присутствие харизматика способно обезоружить окружающих, готовых во всем ему подражать и слепо повиноваться.

И все же за адресатом психовоздействия остается право выбора – поддаться чужому влиянию или устоять перед ним. У каждого индивида всегда есть возможность действовать в соответствии со своими убеждениями и способностью к сопротивлению.

Методы психологии влияния:

1. Уверение – намеренное воздействие на субъекта с целью склонения его на свою сторону с помощью убедительных доводов.

2. Автопродвижение – презентация собственных достоинств для достижения преимущества перед конкурентами.

3. Внушение – неаргументированная, но сознательная психологическая обработка человека, нацеленная на изменение его отношения к кому-либо или чему-нибудь

4. Заражение – трансляция своего состояния окружающим, воспринимающим его как произвольно, так и неосознанно.

5. Вызов импульса копирования – способность пробуждать у присутствующих желание подражать своим взглядам, чувствам, поведению.

Читайте также:  Способности личности

6. Формирование благоволения – произведение приятного впечатления на человека путем своего личного обаяния, подражания или оказания услуг адресату влияния, выражения ему своего одобрения.

7. Просьба – корректное побуждение инициатора общения удовлетворить какую-либо его потребность.

8. Приказ – властное принуждение исполнить распоряжение со ссылкой на явную или скрытую угрозу.

9. Критиканство – грубое давление на индивида путем пренебрежительного высказывания в его адрес.

10. Манипуляция – тщательно скрываемое побуждение человека к выполнению действий, помогающих инициатору добиться собственных целей.

Каждый из перечисленных инструментов отличается не только мерой своей эффективности, но и эмоциональной окраской. Так, беспринципное критиканство, в отличие от аргументированного убеждения, очень болезненно переживается тем, на кого оно направлено.

Огульная критика выходит за пределы этики общения, что позволяет ее отнести к изощренной форме современного вандализма, направленной на разрушение человека, попрание его достоинства. Осуждая чьи-то промахи, нужно нацеливать внимание именно на них, а не на личность провинившегося. Только так можно рассчитывать на положительный эффект.

Деструктивные формы зачастую принимает и внушение. Постоянно говоря сыну: «Ты жалкое подобие своего непутевого отца», мать просто выплескивает свой гнев на ребенка, но никак не являет ему приемлемый образец для подражания. Напротив, в сознании отрока будет закрепляться именно негативный пример, неоднократно воспроизводимый горе-воспитательницей.

Примечательно, что укоренение «минусовых» моделей поведения – парадоксальный итог аутотренинга с использованием отрицательных установок. Поэтому для занимающегося самовнушением выражение «Я буду здоровым» предпочтительней, чем «Я не заболею».

Виды противостояния психологии влияния

1. Контраргументы – убедительное отстаивание своей позиции, опровергающее правоту инициатора воздействия.

2. Дельная критика – аргументированное обоснование несостоятельности чужого мнения или поведения.

3. Энергетическая блокада – сознательное сопротивление внушению.

Читайте также:  НЛП в психологии

4. Самовыражение в творчестве – воплощение собственного представления об идеальном, пренебрегающее общепринятыми канонами.

5. Уклонение – всякое избегание источника влияния.

6. Психологическая самозащита – использование речевых оборотов и интонаций, позволяющих собраться с силами, чтобы выработать тактику поведения в общении с критиканом или манипулятором.

7. Полный игнор – демонстративное пренебрежение к словам или действиям некорректного инициатора воздействия.

8. Отказ – четко высказанное несогласие исполнить чье-то желание.

9. Конфронтация – открытое столкновение с человеком, имеющим противоположную позицию.

Перечень данных контрмер свидетельствует о том, что на любое действие найдется свое противодействие. Более того, от отдельных видов нежелательного влияния помогут избавиться сразу несколько приемов психологической самообороны.

Истинные цели психологии влияния

Большинством людей, желающих оказывать воздействие на окружающих, движет собственный интерес. Желание быть влиятельным объясняется стремлением к самоутверждению, а иногда и к материальной выгоде.

Лишь в исключительных случаях психология влияния направлена на достижение общего блага. Хотя и это не является оправданием попыток учить других и определять за них, что хорошо / важно / полезно, а что нет.

Еще одной скрытой пружиной влияния является банальное сопротивление новому. Человеку намного проще навязывать свои взгляды, нежели потрудиться понять иную точку зрения и принять ее.

Так что абсолютно бескорыстного психовоздействия практически не бывает. Взаимовлияние – это всегда столкновение нескольких эго. У каждого участника этого обоюдного процесса есть право отстаивать свои интересы. Но каждый может решать – принимать ему или отвергать иную точку зрения.

Конструктивными позициями при этом считаются:

• способность изменить свои оценки под воздействием корректной и убедительной аргументации;

• умение остаться при своем мнении, если оно кажется неопровержимым.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *