Бихевиоризм в психологии


Бихевиоризм в психологииТеория бихевиоризма переформатировала представление традиционной науки о психике. В качестве предмета исследования эта доктрина выдвинула поведение человека. Бихевиористы скептически относились к внутренним процессам. Значение для них имела только наблюдаемая реакция человека на конкретные раздражители.

Бихевиоризм стал чрезвычайно популярен в 20-х годах прошлого века. Его изначальная формула «стимул – реакция» открывала возможности для программирования человека на определенную деятельность. В то же время это революционное направление стремилось сделать психологическую науку более объективной. Насколько это у них получилось, рассмотрим ниже.

Джон Уотсон – основатель бихевиоризма

Отцом-учредителем учения о поведении считается американский исследователь Джон Бродес Уотсон. В своих изысканиях он основывался на работы выдающихся ученых: Павлова, Бехтерева и Титченера. В чем же видел суть бихевиоризма его родоначальник?

По его мнению, исследователь должен наблюдать реальное поведение человека, не занимаясь излишними интерпретациями. Существуют стимулы внешней среды, которые оказывают на нас воздействие. Мы воспринимаем их через наши органы чувств и реагируем на них. Основоположник бихевиоризма выделял следующие виды реакций человека:

  1. Приобретенные внешние (например, открывание двери, игра на музыкальном инструмента, набор текста печатанием). Им мы учимся в течение жизни.
  2. Приобретенные внутренние (мышление, превратившееся в бихевиоризме в речь).
  3. Врожденные внешние (инстинктивные реакции: мигание, хватание, плач; поведение при любви, страхе, ярости).
  4. Врожденные внутренние (имеющие отношение к физиологии человека: работа желез секреции, сокращение гладкой мускулатуры и др.).

По мнению Джона Уотсона, исследование реакции человека на различные раздражители дает возможность прогнозировать его поведение в будущем. А при условии изменения факторов окружающей действительности можно сформировать в индивиде склонности к конкретному виду деятельности. Уотсон даже как-то хвастливо заметил: ему под силу «слепить» из любого человека специалиста какого угодно профиля – от вора до юриста.

Мораль и психология бихевиоризма: цена эксперимента

Теоретические соображения Уотсон хотел подкрепить опытом, нравственная сторона которого подверглась серьезной критике. Он пытался сформировать у 11-месячного ребенка по имени Альберт реакцию страха. Для этого Джон и его ассистентка показывали малышу различных животных и предметы, но ни один из них не вызывал у крохи испуга.

Затем  ребенку дали поиграть с белой крысой, а в это время Уотсон незаметно для маленького подопытного ударил молотком по стальной полосе. Малыш испугался громкого звука. Скоро Альберт стал испытывать страх перед крысой и без акустического сопровождения. Более того, его пугало теперь все пушистое и белое – обыкновенная шуба, шевелюра самого Уотсона, борода Санта-Клауса и подобные объекты.

Читайте также:  Цинизм как стиль жизни

Экспериментатор достиг желаемого результата. Данный опыт вошел в учебники по психологии, но испытал на себе шквал широкого осуждения. Вряд ли что-то подобное смогла бы допустить современная научная этика.

Бихевиоризм: поведение как результат опыта и научения

Вторым «столпом» рассматриваемой доктрины стал американец Эдвард Торндайк (хотя сам он себя к бихевиористам не причислял). Он описал свою концепцию научения, которая получила название «метод проб и ошибок».

Исследователь наблюдал за поведением животных, помещенных в стесненные условия. Пытаясь выбраться из неволи и получить порцию корма, они освобождались, запуская специальное устройство. Со временем количество попыток, не ведущих к успеху, сводилось к нулю, а удачные реакции становились более точными.

На основании наблюдений Торндайк вывел основные составляющие поведения любого живого существа:

  • ситуация – внешние и внутренние факторы, оказывающие влияние на индивида;
  • реакция – ответ на испытываемое воздействие;
  • ассоциативная связь между ситуациями и реагированием.

Свои изыскания Эдвард Торндайк обобщил в несколько постулатов научения, основные из которых:

  1. Закон упражнения: повторение действия способствует облегчению его выполнения в будущем. Однако последующие эксперименты показали: воспроизведение одних и тех же актов не меняет психику человека, и это правило был аннулировано.
  2. Закон эффекта: действие, приносящее удовольствие в конкретной ситуации, с большой вероятностью повторится при схожих обстоятельствах. Вызывающая дискомфорт реакция вряд ли будет иметь место в подобной ситуации.

Исследовательская работа Торндайка была высоко оценена Джоном Уотсоном. Деятельность «отца» метода проб и ошибок знаменовала собой значительное достижение в психологической теории обучения людей и животных.

 Личность в бихевиоризме: новые веяния в доктрине

Время показало несостоятельность концепции классического поведенческого учения. Между стимулом и реакцией образовалась лакуна, которую требовалось заполнить. Эту задачу попытался решить Эдвард Чейс Толмен, родоначальник необихевиоризма, дополнивший традиционную формулу науки о поведении.

Толмен был убежден: человек не просто бездумно реагирует на те или иные раздражители. Ученый ввел между двумя компонентами изначальной схемы «стимул – реакция» дополнительный элемент. Новый «ингредиент» представлял собой психические процессы человека, которые обуславливались следующими факторами:

  • наследственностью;
  • прошлым опытом;
  • физиологическими особенностями;
  • природой стимула.
Читайте также:  Психология любви

Толмен также утверждал, что поведение индивида целенаправленно. Реализация установок происходит в окружающем мире, при взаимодействии с которым у человека формируются своеобразные когнитивные карты. Эти ментальные ориентиры позволяют действовать более эффективно при предъявлении конкретных стимулов.

Что такое бихевиоризм в психологии социума?

Одним из главных вдохновителей исследования поведенческих моделей человека в обществе был сотрудник Чикагского университета Джордж Мид. Он отвергал идею о том, что все поступки человека детерминированы бессознательными процессами. Особое внимание Мид уделял становлению «я» в рамках общественных реалий.

Обновленный Мидом бихевиоризм – это учение, включающее в себя представление о тех символах, которые используются человеком при социальном взаимодействии. Ученый исходил из того, что реакция человека обусловливается не самими знаками, а тем, как он их интерпретирует.

Мид пошел еще дальше: он заменил понятие «поведение» термином «акт», предполагающим сознательное осмысление действий. Акт разделяется на 4 фазы:

  1. Импульс: влияние внешнего стимула, побуждающего человека к действию для адаптации к раздражителю.
  2. Перцепция: на этом этапе включается наше сознание для осознания значения импульса. Только после создания интерпретации выстраивается будущее поведение индивида.
  3. Манипуляция: непосредственные действия, направленные на взаимодействие с внешней средой. Эти поступки зависят от построенного ранее понимания ситуации.
  4. Консуммация (обратная связь): потребление результатов действий, а также изменение модели перцепции в случае негативного результата.

Особое внимание Джордж Мид обращал на групповое взаимодействие. Люди склонны подстраивать свою модель поведения в коллективе под общие установки. Делают они это для того, чтобы лучше понять значение поступков членов группы.

Есть ли будущее у поведенческой науки?

В отличие от интроспекции, подход традиционно бихевиоральный – это сито, отсеивающее необходимость изучения психических процессов. Утопические идеи Джона Уотсона кажутся особо нелепыми в свете современной психологии, которая во главу угла ставит прежде всего личность, а не бессознательные реакции.

Однако вклад, внесенный бихевиористами, нельзя отрицать. Так, сегодня в США для успешной социализации проблемных детей используется метод изменения условий. Несмотря на это, бихевиоризм в последнее время уступил пальму первенства когнитивной психологии, ориентированной на изучение процессов познания человека.


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *