Фантазия в психологии

Фантазия в психологииФантазия – это важнейшая составляющая «душевного аппарата» человека. Очень долго эта психологическая функция игнорировалась в ученом мире. Только недавно –  каких-нибудь 60-70 лет назад – к ней возник внезапный интерес философов, психологов, социологов. «Творческий бум» середины XX века заставил увидеть в фантазии не просто «плод воображения» или «эмоциональное мышление», а нечто более существенное.

Фантазия - что это?

Вся история человеческой цивилизации доказывает: фантазия является ее движущей силой, краеугольным камнем образования, изобретательства, прогресса. Она побуждает к поиску новых решений, является неотъемлемым условием творчества.

Без ее участия невозможно представить не только литературу, музыку, живопись, но и математику, физику, механику. В ходе научных исследований на вопрос, что такое фантазия, был дан однозначный ответ: это ценнейшее качество, великий дар человека, реальный капитал в любой отрасли его жизнедеятельности.

«Творческой силой интеллекта» называл фантазию британский психолог Г. Харгривз. Интересно, что схожее определение этому понятию дал русский толкователь слов В. Даль. В его словаре фантазия трактуется как «изобретательная / творческая / самобытная сила ума».

Фантазия и воображение

Доказано, что эти психические процессы существенно облегчают обучение, делают его экономным и эффективным. Они приносят удовлетворение и обеспечивают умственное здоровье.

Их отсутствие приводит к неврозам, психическим расстройствам, пристрастию к наркотикам и алкоголю. Суицидальные мысли чаще всего посещают людей, лишенных фантазии и воображения.

И наоборот, наличие артистического начала вырабатывает иммунитет от скуки, личностной деградации, слабоумия. Достаточно вспомнить слова великого Гейне: «Творя, я выздоровел вдруг».

Фантазия в психологии

Способность к созданию чего-то нового, состояние сознания, ведущее к появлению оригинальных образов, идей, структур, и есть фантазия. Это понятие не имеет ничего общего с бесплодными грезами и построением воздушных замков.

Цель фантазии – воплотить то, что не существует в реальной жизни, но уже создано воображением творца. Так возникают новые подходы к уже имеющимся явлениям, рождаются новые формы для старого содержания.

Фантазия – это сестра упорядоченности, цельности, законченности. Чтобы доказать это, достаточно вспомнить, как творит поэт. Из хаоса разрозненных легенд, верований, видений, представлений он создает единое произведение со стройной композицией.

Читайте также:  Психология зоны комфорта

Фантазия идет рука об руку с восприятием и памятью, задавая направление этим процессам. Но ее нельзя отождествлять с воспроизведением. Она является продуктивной интеллектуальной деятельностью. Это делает ее центральным звеном в цепочке созидания.

Фантазии человека и сновидения

З. Фрейд исследовал причины неврозов и пришел к выводу: наша бессознательная сфера является одним из источников фантазий. Отец психоанализа провел кропотливую работу по изучению сновидений пациентов клиники. Было установлено: ночные фантазии, являя собой иллюзию исполнения заветных желаний, выполняют роль «охранников» сна, избавляют его от лишних раздражителей.

Сновидения отражают как внешнюю реальность, так и душевные переживания, не осознаваемые индивидом. В образах ночных картинок зачастую сдвигаются акценты и сгущаются краски. Большую роль играет в них символика. То же самое происходит в бреднях психопата, причудах невротика, поэтическом произведении, мифических вымыслах, интимных грезах, религиозных верованиях.

Выход из глубоких пластов психики в сферу сознательного происходит по принципу проекции. Как ребенок воплощает свои желания в играх, так стремления взрослых людей находят проявление во снах, бреде, мечтаниях или произведениях искусства.

Творческая фантазия

Невозможно написать поэму или вывести математическую формулу без фантазии. Она непреложное условие активности творца. У литератора, ученого, музыканта, художника для построения образа или научной модели всегда недостаточно информации либо она вовсе отсутствует.

Так, писателю-баталисту приходится создавать исторический роман на основе отдельных архивных документов, дополняя и связывая их своей фантазией. Чем активнее включится в работу его воображение, тем сильнее и живее будет впечатление от произведения.

Чтобы претендовать на звание творца, надо обладать рядом специфических качеств:

  • гибкостью и легкостью мышления;
  • высокой скоростью мыслительных операций;
  • широтой подхода к проблемам;
  • свободой выбора;
  • скептическим отношением к общепризнанным мнениям;
  • чувствительностью к новизне, способностью ее открывать в обычных вещах;
  • чуждости подражательству, плагиату;
  • склонности к непредопределенным решениям;
  • нонконформизмом, готовностью отстаивать новые идеи.
Читайте также:  Как вернуть мужа после развода

Этот потенциал творческой личности обеспечивает умение мыслить эвристически - не по инструкции или разработанному алгоритму.

В труде «Искусство мышления» Г. Уоллеса выделены 4 стадии творческого процесса:

  1. Подготовка: сбор необходимой информации и всестороннее изучение творческой проблемы.
  2. Инкубация: сознательное отстранение, зачастую забвение поставленной задачи.
  3. Инсайт: озарение «счастливой идеей».
  4. Эксперимент: взвешивание открытия, оценка его полезности и достоверности.

Проходя описанные стадии, выкристаллизовываются совершенно неожиданные, новые, ценные для окружающих мысли, образы, решения.

Фантазия людей: современные методы изучения

Для распознавания творчества и определения оригинальности используются следующие методики:

  1. Нетрадиционное применение или трактование предметов. Испытуемый должен изобрести несколько способов необычного употребления бытовых предметов или истолковать неотчетливые изображения.
  2. Предвидение результатов. Участник теста описывает последствия, которых можно ожидать из-за изменения конкретной ситуации.
  3. Заголовок к рассказу. Человека просят придумать несколько оригинальных названий для прочитанного рассказа.
  4. Тест Роршаха. Задача для исследуемого – представить уникальные трактовки чернильных клякс.
  5. ТАТ. Индивиду показывают несколько картинок и просят растолковать их, составить по ним рассказ, придумать развязку изображенной ситуации.
  6. Анаграммы. Нужно составить редко употребляемые лексемы из букв, которые имеются в составе данного слова.
  7. Сочинение рассказа. Необходимо придумать повествование, в которое входило бы максимальное число слов из предложенных 50 наречий, прилагательных и существительных.
  8. Тест Шульмана. Следует в сложных формах обнаружить замкнутые пространства.

В основе всех перечисленных испытаний лежит взгляд на творчество как алогичный процесс. Результаты тестов позволяют выявить оригинальность мышления, чувствительность к новизне, восприимчивость к непростым проблемам.

Какая фантазия может быть у слесаря?

В прежние времена фантазия и воображение считались прерогативой избранных. Нынешняя психологическая наука исключает монополию меньшинства на творчество. Неправомерно делить людей на гениев и исполнителей рутинных дел.

Каждому из нас – и профессору университета, и скрипачу филармонии, и слесарю ЖЭКа - дано от природы представлять, воображать, сочинять. Способностью к творчеству - импровизации на вольную тему - одарено в большей или меньшей степени все человечество.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *