Верность и измена — маркеры надежности человека. Верными называют людей, оправдывающих доверие, умеющих держать слово, не подводить в трудных ситуациях. О. Бальзак утверждал: “благородное сердце не может быть непостоянным”. По его же словам, “верность — основа добродетели”.
Изменщики легко нарушают клятвы и обещания, склонны к штрейкбрехерству, адюльтеру. Их услугами пользуются многие, но никто при этом не доверяет. К ним относятся, как к продуктам без знака качества.
Направление верность — измена
Эти вечные понятия можно рассматривать с разных точек зрения: психологической, философской, этической. Но в любом случае придется затронуть проблему альтруизма и силы духа.
Верность — нелегкая ноша. Чтобы нести ее, нужны смелость, стойкость, способность отказаться от собственных интересов ради тех, кого “приручил”.
Измена прорастает из зерен эгоизма, душевной хлипкости, стремления к самоутверждению за счет других. Ларошфуко как-то заметил: чаще всего предательства совершаются не преднамеренно, а “по слабости характера”.
Верность и измена родине
С давних времен считалось: предать землю отцов — изменить самому себе. Однако надо различать верность родине и верноподданичество. М Твен провел четкую грань между этими понятиями.
По мнению английского острослова, отечество — это не правители и департаменты. Это нечто более вечное, истинное и прочное, чему изменить нельзя. А правящая верхушка — внешний антураж, который со временем стареет, выходит из моды, становится неудобным, перестает защищать от холода и недугов.
Изменников родины соотечественники “награждают” вечным презрением. Один из них — Эфиальт — несет позорное клеймо предателя уже более двух тысяч лет. Благодаря ему, в битве при Фермопилах персам удалось одержать победу над греками. За небольшое материальное вознаграждение он вызвался провести захватчиков к стану отважных спартанцев.
Это чудовищное предательство открыло персам дорогу к Элладе. Греки назвали Эфиальтом духа, правящего ночными кошмарами. Прозвище Эфиальт дал одному из своих героев А. П. Чехов за то, что «ябедничать любил».
Верность и измена в любви
Д.Скотт считал преданность главным условием интимных отношений, а Р. Тагор утверждал, что она составляет “сокровенную прелесть любви”. К сожалению, для многих пар эта субстанция так и остается непостижимой.
Прожив несколько лет под одной крышей, влюбленные приходят к выводу, что любовь куда-то подевалась, а значит, и в верности нет никакого проку. Некоторые с самого начала не “зацикливаются” на верности, находят массу оправданий “походам налево”: “всего разок”, “по пьяни”, “в командировке”, “на курорте”, “с ночной бабочкой”.
Психологи считают, что при желании всегда можно вернуть гармонию в союз двух любящих сердец. Главное — разобраться, почему пара близких людей перестала быть одним целым. На каком уровне произошел сбой: интеллектуальном, эмоциональном, физическом?
Даже если возникла связь на стороне, не все еще потеряно. Не надо только заниматься бесполезными вещами: оскорблениями изменщика или тасканием за косы “проклятой разлучницы”. Важно понять: причины нарушения супружеских обязательств лежат не снаружи любовной лодки, а внутри нее.
Верность и измена: аргументы
Исследования показали: к вероломству в личных отношениях человека побуждают следующие факторы:
- Отсутствие самоуважения. Низкая самооценка — внутренний червь, ни на миг не дающий покоя, побуждающий к любому коварству, лишь бы заявить о собственной значимости. Правда, комплексы от совершенного вероломства никуда не деваются. Тогда неуверенные в себе индивиды бросаются в другие крайности: пытаются забыться в работе, вине, экстази. В результате человек попадает не только в лапы блуда, но и в капкан зависимостей.
- Непомерное тщеславие. Чванливая персона не упустит случая продемонстрировать лишний раз окружающим свою значительность. Поэтому-то так часты измены в среде влиятельных особ. Они любят убеждаться в том, что их предложения никто не посмеет отвергнуть.
- Отсутствие рамок приличия в отношениях. Если в паре есть “козел отпущения”, который всегда оказывается “без вины виноватым”, лишь бы угодить партнеру, все ему прощает априори, то такая бесхребетность может спровоцировать спутника на неверность. Все, что заведомо прощаемо, не запрещено.
- Чрезмерное недоверие. Патологический ревнивец способен довести свою жертву до желания изменить ему просто из мести. Уж лучше грешить по-настоящему, чем отдуваться ни за что.
- Угасание интереса к пассии. Когда отношения становятся рутиной, у одного из бывших возлюбленных — а то и у обоих — может возникнуть желание подыскать что-нибудь более свежее и яркое на стороне.
- Отсутствие близости. Отношение к интиму как к тяжкому бремени нередко толкает ущемленную сторону искать утешения в другом месте.
Данные аргументы проливают свет на причины измены, но не извиняют ее. Чаще всего она остается “без оправданья, без прощенья”.
Верность и измена: примеры
Предательства не проходят даром для изменщика. Они мучают его совесть, камнем ложатся на сердце. В былые времена измены королей могли стоить им если не престола, то немаловажных привилегий. Так, многочисленные прелюбодеяния Людовика XV заставили его отказаться от права исцелять прикосновением руки больных золотухой. Таким исключительным даром должен был обладать праведник, каковым Людовик XV, по слабости человеческой, не был.
История хранит немало примеров поразительной верности. Олицетворением ее стала юная Кончита — дочь коменданта Сан-Франциско. Всего несколько дней ей суждено было провести со своим возлюбленным — русским командором Петром Резановым. Целых 35 лет она ждала жениха, храня ему верность и отметая слухи о его смерти. Когда же прискорбный факт стал очевиден, Кончита ушла в монастырь, где прожила 20 лет до последнего своего часа.
Эхом этой любви стала знаменитая российская рок-опера “Юнона и Авось”, премьера которой состоялась на сцене Ленкома в 1981 году. А в 2000 году произошло символическое воссоединение влюбленных. Случилось это благодаря приезду в Россию шерифа того города, в котором похоронена Кончита.
Он привез в Красноярск, где покоятся останки Резанова, горсть земли с могилы его невесты и розу. Эти символы верной любви были возложены к кресту, на котором выбиты слова из оперы “Юнона и Авось”: «Я тебя никогда не увижу», «Я тебя никогда не забуду».
Верность и измена: произведения искусства
Вероломство так часто случается в жизни, что стало одним из главных мотивов всемирной литературы. Самым ярким примером может послужить шекспировский “Гамлет”. Отправной точкой страданий бедного принца датского становится измена матери.
Интересна кульминационная сцена бессмертной трагедии. Принц решает устроить вероломным преступникам “мышеловку”: просит бродячих актеров разыграть сцену предательского убийства. Расчеты Гамлета оправдались: в самый разгар представления уличенные собственной совестью король и королева покидают зрительный зал.
Есть в литературе и потрясающие примеры верности. Первая героиня, которая приходит на ум, — Пенелопа, ждавшая своего странствующего мужа два десятка лет. Не каждая женщина смогла бы устоять перед ухаживаниями таких завидных женихов, которые сватались к жене Одиссея.
Замечательная пушкинская героиня — Татьяна Ларина — каждый раз всплывает в памяти при обсуждении темы “верность и измена”: цитаты из ее объяснения с Онегиным перекочевали в дневники многих современных барышень. Она отказывается наставлять рога нелюбимому мужу, давая Онегину — предмету самых сладких своих грез — простую и мудрую отповедь: “… я другому отдана и буду век ему верна”.
Заключение
Есть мнение, что верность — это клетка, что она противна человеческой природе. Сторонникам этой идеи метко отпарировал Андре Моруа. По словам французского мыслителя, верность противна животному началу, сохранившемуся в homo. Человек, способный преодолеть власть инстинкта и избежать измены, вознаграждается самой стойкой валютой — безграничным доверием.