В современной психологии нет единой теории развития личности. Тайны внутреннего мира человека до конца не познаны. Каждая концепция вносит свою лепту в понимание его сути. Составить же о нем полное представление позволит изучение основных теорий личности.
Несмотря на их разнообразие, а иногда и противоречивость, можно выделить общие базовые черты в подходах к анализу человеческой психики:
- учет биосоциальной природы homo;
- разделение психического микрокосмоса на две сферы – бессознательного и сознательного;
- взаимосвязь воли, познания и эмоций;
- самость как квинтэссенция личностной структуры.
Основные теории личности
При разнице подходов, внимание всех исследователей нацелено на такие аспекты как структурные компоненты личности, их комбинация и развитие, мотивационная сфера, психические отклонения и норма, способы коррекции поведения.
Теория личности Фрейда
Отец психоанализа сфокусировался на неосознаваемых человеком психических конфликтах. По мнению австрийского исследователя, структура личности являет собой следующую пирамиду:
- вершина – Супер-Я, или Супер-Эго, – узкая сфера осознавания человеческим разумом психических процессов, регулируемая нравственными идеалами и совестью;
- промежуточное звено – Я, или Эго, – более широкая область предсознательного, контролируемая разумом в соответствии с социальными ограничителями и личностными представлениями;
- основание – Оно, или Ид, – беспредельное царство бессознательного, импульсивно стремящегося к удовлетворению примитивных инстинктов.
Теория личности Фрейда объясняет мотивацию личности двумя инстинктами:
- Эросом, или влечением к жизни;
- Танасом, или влечением к смерти.
Развитие психики Фрейд связывал с сексуальной эволюцией индивида, сопровождающейся возникновением неразрешенных конфликтов. Зацикливание на этих противоречиях формирует характер.
Тревога в теории личности Фрейда – это сообщение Эго о приближающейся угрозе. В качестве неосознаваемых защитных механизмов срабатывают следующие: отрицание, вытеснение, замещение, перенаправление энергии, поиск рационального толкования, преобразование негатива в позитив, восприятие внутреннего как внешнего.
Аналитическая теория развития личности
Основатель этой концепции – швейцарец К. Юнг – в своих выводах был близок к психоанализу Фрейда. Принципиальное отличие заключается в определении пружины личностного развития. Если Фрейд видел ее в сексуальном влечении, то Юнг – в творческой энергии человека.
В теории Юнга личность – это симбиоз унаследованных и воплощенных архетипов. В зависимости от их комбинации формируется индивидуальность. Юнг ввел в психологию понятие личностной ориентации: интроверсии и экстраверсии.
Внимание деятельных и общительных экстравертов обращено на внешние раздражители. А стремящиеся к созерцательности и уединенности интроверты сосредоточены на своем внутреннем мире. Комбинация ориентационной установки и ведущих функций психики приводит к генерации определенного психотипа.
Гуманистическая теория личности человека
Пионеры этого учения – американцы А. Маслоу и К. Роджерс – исходили из того, что каждый человек – строитель собственной судьбы. Стержнем его развития является природное стремление к самосовершенствованию и самоактуализации.
Люди различаются лишь по степени интенсивности этой потребности. Структурными конструктами личности являются два «Я» – идеальное и реальное. Первому принадлежат ключевые позиции в развитии личности при условии ориентирования на него наставников. В противном случае возникает риск психопатологии.
Когнитивная теория личности человека
Родоначальник этого учения – американец Дж. Келли. Он пришел к выводу, что когнитивный опыт индивида, включающий ретроспективный и перспективный взгляд на его жизнь, – это тот багаж, в котором он по-настоящему нуждается. Развитие личности всецело определяют мыслительные операции – восприятие действительности и ее интерпретация.
Каждая личность — это комбинация когнитивных систем, позволяющих анализировать жизненный опыт и прогнозировать будущее. Иерархия этих систем подвержена изменениям, но именно она и составляет персонифицированное своеобразие личности.
Наученческая теория развития личности
Поведенческая линия человека, согласно этой концепции, зависит от его научения. Каждая личность – это комплекс приобретенных рефлексов и реальных навыков, плюс комбинация внутренних параметров: персональной важности, автоэффективности и доступности. Второй части факторов принадлежит первостепенная роль в личностном развитии.
Деятельностная концепция личности
В создание этой теории особый вклад внесли отечественные психологи С. Рубинштейн и А. Брушлинский. С их точки зрения, личностью можно назвать сознательного члена социума, реализующего полезные для общества функции.
Личностное устройство можно представить как сложную взаимосвязь индивидуальных характеристик: задатков, характера, установок, способности к самоконтролю – и экзистециональных системных блоков: страхов, совести, решимости, заботы.
Диспозициональная теория личности
Ключевые факторы развития личности, по утверждению сторонников данного учения, – генетика и среда. Компоненты личностной структуры — сумма черт характера, свойств темперамента и социально детерминированных качеств. Своеобразие личности зависит от соотношения биологически обусловленных данных и совокупности приобретенных содержательных блоков.
Перечисленные основные теории личности, объясняя те или иные внутренние процессы и предсказывая поведенческие реакции индивида, вносят свой вклад как в академическую психологию, так и в классическую психиатрию.