Психология детей – отрасль знаний, довольно молодая, но уже достаточно востребованная. Она исследует особенности формирования ребенка как личности.
Что изучает психология детей:
• условия и движущие силы онтогенеза;
• виды развивающей деятельности;
• эмоциональные, волевые, познавательные процессы;
• особенности психологии характера;
• этапы формирования личностных качеств.
Становление психологии детей
Долгое время, вплоть до конца XIX века, дети рассматривались психологами как недоразвитые взрослые. Переворот в ученом мире совершил немецкий физиолог и психолог Вильгельм Прейер. Его работа «Душа ребенка», написанная на основе объективных наблюдений за развитием собственного сына, положила начало детской психологии.
Благодаря этому, кардинально изменилось представление ученых о ребенке. Сегодня он определяется как формирующаяся автономная личность с целым набором психических потребностей:
• в безусловном родительском приятии;
• в эффективности контакта со взрослыми;
• в наличии своих личностных границ;
• в выборе хобби, друзей и прочих интересов.
Психология детей от момента их рождения до подросткового возраста претерпевает поразительные преобразования. Подвижки, происходящие в сознания ребенка, стремительно меняют его восприятие окружающего мира и помогают приобретать все новые полезные навыки.
Родителям необходимо научиться постигать внутренний мир своего чада на каждом этапе его личностного роста. Только так можно найти общий язык с сыном или дочерью, построить с ними близкие, доверительные отношения, разобраться в мотивах их поступков.
Психология детей – отправная точка на пути к зрелости
Понимание внутреннего мира ребенка поможет, если не устранить, то хотя бы смягчить извечный конфликт «отцов» и «детей». «Подкованные» папы и мамы будут готовы преодолеть упрямство малыша, его нежелание учиться, его трудности в общении со сверстниками и учителями.
Знание проблем психологического развития ребенка – главный фактор воспитания здоровой личности, непреложное условие профилактики многих детских комплексов и страхов. От этого знания зависит вся дальнейшая судьба крохи. Именно оно определяет, в кого переродится дитя – в жалкого хлюпика и неудачника или в полноценного зрелого индивида.
Согласно Фрейду, все поведенческие сценарии закладываются в раннем детстве. Корректировать то, что глубоко пустило корни, – задача, трудновыполнимая даже для опытного психолога. Поэтому постижение особенностей своего ребенка, позволяющее направлять его развитие, – главная забота взрослых наставников.
Психология детей: ловушки для родителей
Труднее всего мамы и папы принимают в собственных чадах то, что практически не поддается коррекции: свойства натуры и способы постижения мира. Поэтому многим наставническим ожиданиям не суждено сбыться. Кстати, именно в них таятся ловушки для родителей, не могущих примириться с неординарностью своей кровиночки.
Между тем, вступая в непримиримую борьбу с собственным чадом, можно добиться одного из двух:
• послушания ребенка ценой утраты им всякой инициативы, творческой жилки и приобретения неврозов и субдепрессии;
• агрессивного отпора с хулиганскими выходками, вредными привычками и тягой к дурному обществу.
Однако подобных исходов можно благополучно избежать. Нужно просто признать за малышом право быть индивидуальностью и научиться принимать его таким, каким создала его природа – ни на кого не похожим.
Психология различных типов детей
1. Ребенок слова
Такого малыша отличает склонность к интуитивному восприятию. Он рано, причем практически самостоятельно, овладевает навыками чтения и письма. Общение – его стихия. Говорит он правильно, пишет грамотно.
Ему легко даются иностранные языки. Он превосходно «дружит» с логикой, поэтому не испытывает особых затруднений с математикой и физикой. А вот с чем такой ребенок справляется на «отлично» – так это с сочинениями и докладами.
Малыш этого типа готов поверить на слово во все, что угодно: в Карлсона, ковер-самолет или Снегурочку. В то же время он и сам способен приукрасить любую житейскую историю. Такие фантазии абсолютно бескорыстны и со временем проходят сами собой.
2. Ребенок знака
Это прирожденный изобретатель и аналитик. До поры до времени он будет помалкивать, «изучая» язык взрослых, чтобы однажды удивить их длинным монологом. «Молчуны» обладают потрясающей памятью. Они могут выдать сказку или стихи, услышанные ими давным-давно.
Психология детей этого типа позволяет им виртуозно пользоваться в процессе обучения алгоритмами, схемами, таблицами. Но, будучи прагматиками, они ничего не делают зря. Поэтому, обладая логическим мышлением, могут ошибиться в задаче из-за невыученной формулы. Из них часто вырастают превосходные инженеры, лингвисты, полиглоты.
Исследования – их страсть с детства. Игрушки, как, впрочем, и домашние приборы, они любят разбирать на запчасти и микросхемы. При этом юные техники мечтают о дальних странствиях, полетах на Луну, подводных приключениях. Нередко они становятся завсегдатаями туристических клубов.
3. Ребенок звука
Это артистичная натура, чуть ли не с колыбели обладающая уникальным слухом и искусством лицедейства. Поэтому взрослым нужно знать, что их малышу ничего не стоит изобразить «мнимого больного», чтобы остаться дома.
Такие дети могут долго коверкать слова, несмотря на раннее овладение речью. Они обожают слушать сказки, песни, детские спектакли на аудиокассетах. Поэтому легко обучаются чтению и письму, когда их наставники пропевают буквы и слова. А вот таблицы и схемы для этих чувствительных особ – сплошная китайская грамота.
Образное мышление у них явно преобладает. Поэтому выучить любой язык, попав в страну его носителей, таким детям ничего не стоит. Альтернативным источником может послужить и кассета с мультфильмом на иностранном языке. Главное, чтобы ее качество в плане этики и эстетики было отменным.
4. Ребенок цвета
Это прирожденный художник. Он умеет рисовать еще до того, как начинает говорить и ходить. Создаваемые им иллюстрации, картины, декорации – каналы его общения с внешним миром.
Постоянные манипуляции с карандашами, красками, пластилином хорошо развивают моторику. Это позволяет малышу без проблем овладеть правильной речью, чтением, письмом. Зрительная память – конек детей цвета. Они легко учатся по иллюстрированным учебникам и красочным пособиям.
Развитие пространственного воображения позволяет им быстро перейти на «ты» с черчением, геометрией, географией. Особенно их увлекают опыты с муляжами, задания по составлению гербариев или сбору энтомологических коллекций. Применение своим художественным наклонностям они находят в изостудиях или фотокружках.
Понятно, что в жизни вряд ли можно встретить ребенка, строго относящегося к одному из перечисленных типов. Речь идет о доминирующем канале восприятия. Хотя у некоторых особо одаренных натур их может быть несколько. Таким был, например, Леонардо да Винчи. Его многогранный талант лишний раз убеждает в том, что каждый человек от природы уникален.
Поэтому стоит внимательно понаблюдать за своим ребенком. Только так можно понять, в чем его своеобразие, и помочь ему состояться как творческая, полноценная и счастливая личность.