Конфликт – это столкновение противоположных идей, ценностей, принципов. Он может возникать как в душе человека, так и в отношениях его с другими индивидами, группами людей или обществом в целом.
Чаще всего конфликты носят деструктивный характер. Они вызывают бурю негативных эмоций, обид, оскорблений, обвинений. Связано это с тем, что большинство людей не умеют договариваться ни с собой, ни с другими.
Между тем, разрешение конфликтов – важнейшее условие достижения успеха во всех сферах жизни. Раздвоенной личности трудно добиться самореализации. Зачинщики семейных ссор лишают себя радостей истинной любви. Раздоры в деловых отношениях стопорят воплощение самых перспективных проектов.
Конфликт интересов: анатомия противостояния
Этот вид конфронтации часто подтачивает отношения людей в общественно- трудовой сфере жизни. Данная проблема актуальна как для частного бизнеса, так и для госсектора. Оппонирующими сторонами в личном конфликте интересов выступают:
- цели компании;
- интересы сотрудников.
Примером может служить поведение госслужащих, использующих служебное положение для достижения корыстных интересов. Нередко это можно наблюдать при объявлении тендера, когда чиновник, имеющий связи с какой-то фирмой, способствует ее успеху на торгах. Происходит это всегда в ущерб другим участникам конкурса.
Конфликт интересов может возникать и у организации с ее клиентами. Он разгорается в тех случаях, когда компания, отвлекаясь на различные виды деятельности, не выполняет своих обязательств по конкретной услуге.
Несовместимость интересов препятствует принятию объективных решений. Для урегулирования подобных конфликтов необходимо привлекать не только психологические, но и правовые инструменты.
Решение конфликта: превентивные меры
Многие корпорации уделяют серьезное внимание прогнозированию рисков столкновения интересов. В число наиболее существенных угроз попадают следующие:
• контакты сотрудников с фирмами-конкурентами, поставщиками, клиентами с возможностью извлечения личной выгоды;
• принятие сотрудником материальных бонусов – подарков или займов – от партнеров или клиентов, влекущее за собой предвзятое решение корпоративных вопросов;
• использование служебных возможностей в ущерб интересам компании;
• разглашение секретов фирмы/служебной тайны конкурирующим лицам/организациям.
Госслужба таит в себе не менее опасные потенции. Они тщательно вскрываются в западной практике. То, что на постсоветском пространстве обычно определяется одним термином «коррупция», там дифференцируется следующим образом:
• встроенный лоббизм – получение бизнесменом госдолжности в той сфере, в которой он осуществляет свою предпринимательскую деятельность;
• кронизм – продвижение чиновником на высокие должности в госаппарате своих знакомых: приятелей, коллег, партнеров;
• непотизм – протежирование госслужащим своих родственников с целью предоставления им доходных административных мест.
Разрешение конфликтов в корпоративной практике
Чтобы избежать эскалации взрывоопасной ситуации, психологи советуют поделить «яблоко раздора» одним из разумных способов:
• вступить обеим сторонам в честное и открытое соревнование, предварительно договорившись о том, что пораженец примет условия победителя;
• заключить перемирие на основе компромисса, пойдя на взаимные или односторонние уступки;
• подписать соглашение о сотрудничестве с равными правами обладания спорным объектом.
Желание быть всегда победителем любой ценой часто подводит бизнесменов. В действительности выигрывает тот, кто умеет вести себя, не ущемляя чужого самолюбия и не переходя никому дороги.
Разрешение конфликтов в государственной сфере
Специалисты выделяют несколько способов пресечения «очагов конфронтации» в госсекторе:
• профилактический – отказ высокопоставленного чиновника от потенциального объекта спора, к примеру, от части своей доли в бизнесе;
• обнародование высокими должностными лицами информации о своем материальном состоянии путем ежегодных отчетов о финансовых доходах и недвижимом имуществе;
• отказ чиновников от решения проблем, касающихся личных интересов; подобный поступок может быть как добровольным, продиктованным совестью, так и принудительным, регламентированным законом;
• мониторинг работы чиновничьего аппарата компетентными органами, проверяющими состояние финансово-правовых дел.
Государственным мужам нужно помнить древнюю истину: любую систему можно расшатать внутренними неуправляемыми противоречиями.
Решение конфликтов на предприятии
Конфликтологи считают: противостояние, помимо негативных сторон, имеет один большой плюс: оно может сплачивать персонал, поднимая его на качественно новый уровень отношений. Практика деловых контактов знает случаи, когда разрозненный коллектив становился командой единомышленников благодаря совместному преодолению конфликтной ситуации.
Такие чудеса, естественно, происходят не по мановению волшебной палочки, а в результате грамотной внутрикорпоративной политики. Она обязывает руководителей всех рангов овладеть искусством решения конфликтов трех видов:
1. Между коллегами.
2. Между начальником и подчиненным.
3. Между несколькими работниками и руководителем.
Восстановление психологического равновесия в команде сотрудников требует от первого лица разумных подходов:
• констатации факта противостояния, выявления его участников;
• выяснения выдвигаемых притязаний и осознания реальных интересов каждой из сторон;
• стимулирования у оппонентов конструктивного поведения, адекватного общепринятым нормам.
Чтобы менеджер смог справиться с ролью посредника в острых ситуациях, он должен сам владеть навыками коммуникативного взаимодействия.
Подростковые и семейные конфликты
Самые неуживчивые социальные группы – подростки и молодожены. Первые испытывают острый дефицит понимания взрослых – родителей и учителей. Вторые переживают крах иллюзий, созданный ими же самими в конфетно-букетный период. Отсюда взрывоопасное, порой асоциальное, поведение и тех, и других.
Если интегрировать разработанные специалистами методики разрешения школьных и семейных конфликтов, то можно вывести универсальный алгоритм выхода из бытового конфликта:
1. Отключение эмоций, достижение внутреннего равновесия.
2. Непредвзятый, как бы отстраненный анализ возникшей ситуации.
3. Достижение открытого доверительного диалога с оппонентом: изложение своей точки зрения и выслушивание мнения другой стороны. Тут обычно инициатива исходит от более мудрого индивида.
4. Обнаружение точек соприкосновения – общих целей, интересов, приоритетов – и согласование восприятия возникшей проблемы.
5. Примирение на основе сотрудничества или компромисса.
Подростковые и семейные конфликты всегда начинаются с одной и той же реплики «Он первый начал!». Заканчиваются они почти всегда тоже одинаково: с умением более зрелой стороны поступиться своими интересами во имя консенсуса.
Заключение
Вряд ли кому-то удастся прожить, избежав конфликтов. Однако умный из них всегда будет искать выход, а глупец – вход. Хотите достичь успеха – пытайтесь искать за круглым столом решения острых вопросов.