Психология обиды – состояние, которое мужчина на сороковом году жизни и четырехлетний малец переживают одинаково. Обиженный жаждет справедливости: его оскорбленное самолюбие не успокоится, пока не будут принесены извинения.
При этом пострадавшему мало искреннего раскаяния обидчика. Он ждет всевозможных ободрений в свой адрес. Иначе покаяние будет расценено им как дешевая подачка. Возмещение обиды должно быть равноценно нанесенному урону, и никак иначе.
Психология обиды – комплекс переживаний типичной жертвы обстоятельств, не способной изменить ситуацию. Ее поведение – пассивное страдание: слезы в одиночестве и упование на то, что обидчик вот-вот начнет ползать в ногах, вымаливая прощение. При этом самооценка героя этой драмы на нуле: без акта унижения коварного злодея, подвергшего его страшным пыткам, он не может вернуть себе душевного баланса
Эффект золотой рыбки
Обида возникает в душе, питающейся напрасными ожиданиями. Их никто не собирается оправдывать, сколько бы ни обижался несчастный. В итоге бедняге остается надеяться лишь на чудо – золотую рыбку, приплывающую по первому всхлипу и исполняющую любой каприз.
Обидчивый субъект слишком слаб, чтобы без посторонней помощи осуществлять свои ожидания. Зато нет предела размаху его тщетных надежд: ему мерещатся различные варианты унижения обидчика; воспаленное воображение рисует суровую расплату над виновником его страданий.
И чем гуще этот бред, чем пуще жертва заводит себя, тем меньше шансов, что фантастические ожидания реализуются и кто-то принесет «униженному и оскорбленному» свои извинения.
Даже если обидчик попросит прощения, то этого будет недостаточно, чтобы компенсировать муки, пережитые несчастной жертвой. В этом случае разобиженный готов стать на путь саморазрушения, только чтобы доказать несовершенство мира, недооценившего его.
Вот тут в поведении допускаются вариации в зависимости от возраста страдальца и ситуации. Если ему года четыре, то в крайних случаях дитя может пасть ниц и биться в истерике, пока его не поднимут и не пожалеют.
Если же обиженному лет сорок, то он жаждет не презренной жалости, а признания. Самое время показать вселенский масштаб своих страданий. Можно, к примеру, хлопнуть дверью так, чтобы окна задрожали, или стукнуть кулаком по зеркалу, порезав при этом руку и поливая комнату кровью. Одним из экстремальных способов изобразить глубину и силу своей боли – уйти из жизни в пику всем и в надежде на посмертную славу.
Понятно, что подобными деструктивными выходками ни признания, ни славы не добьешься. В лучшем случае можно рассчитывать на жалость, а чаще всего обидчик удостаивается раздражения и насмешек. Поэтому обиду можно считать бесполезной и бесплодной манипуляцией.
Взрослый ребенок
Каждому из нас хочется любви и внимания. В этом мы похожи на малолетних детей. Обиженный ребенок – ловкий манипулятор. Понимая, что его «страдания» не замечают, он моментально прекращает плакать, чтобы обратить на себя внимание и, только добившись своего, демонстративно садится в лужу или сугроб.
Запомнив произведенный эффект, он возьмет на вооружение подобные маневры. Став взрослым человеком, он будет бессознательно использовать их, чтобы извлечь из обиды максимум выгоды – лишний раз вызвать к себе всеобщее внимание.
Однако окружающих трудно обмануть таким инфантильным поведением. Психология обиженного их нервирует: они чувствуют фальшь взрослого ребенка. Его обида для них – это мыльный пузырь, надутый для куража над ними. Обидчивый человек похож на шута, нацепившего на себя костюм трагического героя.
Манипулятор же надеется, что жалобная маска освободит его от ответственности и поможет вызвать сочувствие. Такое перевоплощение свойственно обидчивому человеку не только по давней привычке родом из детства, но и по слабости душевной.
Он не решается проявлять искренние чувства, страшится получить отпор и выглядеть ничтожным лузером. Поэтому сдается без боя и добровольно выбирает амплуа жертвы, погружаясь в темный омут негодования и непродуктивного ожидания признания.
Вместо утешения
Попробуйте пойти на поводу у несчастной жертвы и удовлетворить ее притязания. Психология обиды, получив долгожданный пряник, прочно закрепит жалостливый стиль поведения. В следующий раз обиженный прикинется более несчастной жертвой, чтобы выклянчить награду посущественней.
Не получив ожидаемого, бедолага может опуститься так низко, что согласен на одно разрешение поплакаться в жилетку. Занимаясь самоистязанием, растрачивая без толку свою энергию, обидчивый индивид самый пустяковый повод использует для манипулирования окружающими. В таком инфантильном состоянии многие великовозрастные дети проводят большую часть жизни.
Утешение для психологии обиды – масло, распаляющее огонь. Жалость – средство возвеличивания раздутой «беды». Поэтому ни жалеть, ни утешать добровольную жертву обстоятельств не стоит.
Подобный невроз лечится не пряником, а кнутом – беспристрастным самоанализом иррациональных ожиданий. Отрезвляющий душ самоиронии тут тоже не помешает. Ведь обида – это опыт детства, который зрелая личность должна непременно преодолеть.