Проблема самосознания и развития личности вызывает глубокий интерес у представителей гуманистической психологии. Один из них – академик Сергей Рубинштейн – считал, что изучение этого предмета должно стать логическим завершением исследования личности.

Эволюция самосознания и развитие личности

Самосознание, или вычленение себя из внешнего мира, не дается человеческому индивиду изначально. Возникает оно в ходе развития сознания, приобретения им автономности и самоценности.

Можно выделить следующие ступени этого эволюционного процесса:

  • Овладение телом и речью (до 1 года)

Обучаясь совершать осознанные действия – брать, бросать, отдавать, перемещаться в пространстве, произносить слова, – малыш приобретает способность влиять на поведение окружающих.

  •  Расширение сферы влияния (до 3 лет)

Настойчивые попытки производить действия без посторонней помощи, координировать их во времени говорят о зарождении мотивации. Едва овладев навыками самообслуживания, ребенок начинает активно защищать собственную автономность, обособляясь от своих попечителей. Впервые в его сознании выделяется такое понятие, как «Я».

  •  Борьба за независимость (до 7 лет)

«Я сам!» – это девиз жизнедеятельности дошкольника, маркер границ его суверенной личности. Это пора конфликтов со взрослыми, когда маленький человек борется за право на осуществление собственных интересов и желаний.

  • Постижение себя в общении (до 12 лет)

Интенсивная коммуникация со сверстниками сначала в детском саду, а потом в школе производит значительный прорыв в формировании самосознания личности. В процессе дифференциации своего «Я» от других зарождается самооценка как один из ключевых векторов самопознания.

  •  Выработка критического мышления (до 14 лет)

Углубление интереса к себе, формирование собственной системы воззрений обнаруживаются в обострении противопоставления себя окружающим, переосмыслении внушенных ранее мнений и ценностей. Постигая свой характер и оценивая свои возможности, юноша стремится к выработке собственных установок и задач.

  • Осознание личностного багажа (до 20 лет)

Поиски сферы применения своего потенциала, опыт любви и дружбы открывают зрелую пору жизни. Формирование самосознания личности проявляется в самоутверждении – готовности не только закрепить за собой приобретенный в обществе статус, но и достичь идеального «Я». Основными сферами реализации самоутверждения личности становятся собственная семья и профессиональное поприще.

На каждой из эволюционных ступеней возникают, дополняют друг друга, модифицируются представления индивида о себе. Интегрируясь, они создают платформу образа его «Я». В нем можно выделить три уровня:

  1. Когнитивный: осознание своих внешних данных, психических особенностей, социальной значимости.
  2. Оценочный: отношение к внешнему виду, желаниям, устремлениям, поступкам; выработка уважения к себе или самоуничижения.
  3. Поведенческий: поступки индивида, нацеленные на то, чтобы быть правильно истолкованным значащими для него людьми.

Особенности самосознания личности

В работах С. Рубинштейна выделены следующие признаки самосознания:

  • Избирательность

Далеко не все переживаемое индивидом, отражаясь в его сознании, откладывается в его психической автобиографии. Квинтэссенцию самосознания составляют лишь те мысли и чувства, которым он отдал все силы своей души и которые крепко вплелись в канву его жизнедеятельности.

  • Социальная проекция

Важнейшей особенностью самосознания личности является отведение в нем определенного места общественному статусу. Каждый человек воспринимает себя как существо социальное, наделенное определенными функциями. Поэтому нельзя рассматривать Я-концепцию индивида в отрыве от осваиваемой им общественной ниши.

  • Зависимость от самопознания

Самосознание – это не зеркальное отражение бытия личности. Оно не всегда является адекватным, то есть соответствующим объективной реальности. Мотивы собственных поступков, объясняемые себе и другим, – даже когда человек старается быть искренним, – могут расходиться с истинными побуждениями.

Таким образом, самосознание – продукт не столько переживаний, сколько познания себя: самонаблюдения и самоанализа. От глубины этих процессов зависит адекватность самооценки личности, а значит, надежность ее самозащиты и эффективность саморегуляции.

Самосознание и самооценка личности

В течение жизни развитие самопознания движется в направлении от внешнего исследования себя к внутреннему. Ребенок познает свое «Я» через оценку взрослых и сравнение с другими. Эти ситуативные способы осознания своей сущности вызывают сильные эмоциональные реакции и часто приводят к конфликтам.

Самосознание и самооценка личности в зрелом возрасте происходит на более высоком уровне. Жизненный опыт приучает индивида сравнивать себя не с другими, а с самим собой на предшествующих стадиях своего развития.

Важнейшим приобретением, свидетельствующим о психологической грамотности человека, является привычка полагаться не на чужие оценки себя, а на свою собственную. Объективно оценивая свои качества и поступки, способности и возможности, место в общественной жизни, человек может осуществлять самосовершенствование.

Такое глубинное постижение себя позволяет личности не только управлять своим психическим миром, но и сохранить в целости свое феноменальное «Я». По сути, в этом и заключается мудрость земного существования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *