obucenieПсихология обучения рассматривает познавательный процесс как важнейший фактор формирования личности: ее мышления, памяти, адекватного восприятия себя и окружающего мира.

Как обучение связано с развитием?

Впервые в отечественной психологической науке на эту проблему обратил внимание Л. Выготский. Он подверг тщательному анализу труды своих зарубежных коллег – Ж. Пиаже, К. Бюлера, Э. Торндайка, бьющихся над решением аналогичной задачи.

В результате этих исследований ученый выделил три ключевые позиции:
1. Психология обучения независима от развития

Формирование человеческого индивида полностью подчиняется законам природы. Обучение использует возможности, возникающие в ходе созревания личности. Из этого следует, что интеллектуальный потенциал ребенка, ничему не учившегося, ничем не отличается от возможностей его сверстника-школьника.

2. Психология обучения и развития – единый процесс

Этой точки зрения придерживался сам Выготский. Ученый считал: человек развит в той степени, в какой он обучен. Другими словами, развитие нельзя рассматривать в отрыве от обучения.

3. Психология обучения — фактор, определяющий психологию развития

Усвоение новых знаний, расширение индивидуального опыта должно идти впереди развития, опережая и продвигая его.

Следуя идеям Выготского, современная психологическая педагогика исходит из следующих фундаментальных положений:

1. Обучение базируется на определенном уровне развития психологических структур. То, что ребенок не в силах сам освоить в данный момент, в дальнейшем он одолеет под руководством педагога.

2. Физиологическое созревание организма также оказывает воздействие на обучение. В XX веке это подтвердили процессы акселерации и сменившей ее децелерации юного поколения, повлекшие за собой изменения в организации обучения.

Содержание психологии обучения

Выдающиеся психологи современности Д. Эльконин, В. Давыдов, П. Гальперин определяли обучение как особый вид социальной активности, направленной на овладение фундаментальными знаниями, умениями и навыками. В ходе учебы под управлением педагога ученик приобретает теоретическую базу своей будущей практической деятельности.

Содержанием процесса обучения является научный опыт, накопленный предыдущими генерациями, обработанный в соответствии с конкретным социумом, типом учебного заведения и возрастными особенностями школьников.

Учебная деятельность преследует три вида целей:

• ближайшие, или поурочные, – связанные с изучением определенной формулы или закономерности;

• промежуточные, или модульные, – отражающие результаты по усвоению целого тематического пласта знаний;

• перспективные, или личностные, — направленные на развитие способностей: математических, литературных, лингвистических и прочих.

Отличительные черты психологии обучения

Учебная деятельность связана с такими формами активности, как игра и труд. Игра – это также способ познания и преобразования мира. Однако, в отличие от этого свободного творческого процесса, обучение реализуется строго по программе. Если игровая деятельность является основной до 7 лет, то обучение остается приоритетным до 18 лет.

Общими чертами учебной и трудовой активности являются их целенаправленность, планомерность и результативность. Однако плодами учебы становятся теоретические познания, а итогом трудовой деятельности – практическое изменение внешнего мира.

Управляемое педагогом обучение может дополняться и облегчаться самообучением. Непринужденность этого процесса делает его эмоционально привлекательным. Однако хаотичный характер самообучения не позволяет считать его определяющим в интеллектуальном развитии индивида.

Структурные элементы психологии обучения

Локомотивом учебной активности является мотивация – потребности личности, побуждающие ее усваивать новые знания. Исследователем А. К. Марковой выявлены следующие виды мотивов обучения:

• познавательные – отражающие потребность учащегося стать образованным человеком;

• широко познавательные – выявляющие интерес субъекта обучения к невероятным фактам;

• учебно-познавательные — нацеленные на усвоение приемов самостоятельного поиска информации;

• мотивы самообразования – направленные на реализацию программы саморазвития личности;

• социальные – продиктованные стремлением выполнить долг перед обществом;

• позиционные – обусловленные желанием занять определенную нишу в своей социальной группе.

На процесс обучения могут оказывать влияние сразу несколько мотивов. Их количество и качество определяются возрастной категорией учащихся, а также их социальным окружением.

Наименьшей единицей процесса обучения является задание. Оно состоит из двух частей: данных, указанных в условии, и искомого неизвестного. Его требуется найти с помощью оперативных действий: практических или мыслительных. Первые используются при выполнении, например, лабораторных работ. Вторые совершаются в уме. Они могут быть:

• перцептивными – выделение особых признаков предмета;

• мнемическими – запоминание обнаруженных признаков;

• имажетивными – сравнение наблюдаемого предмета с остальными, подведение его под понятие.

Один из определяющих факторов учебной деятельности — психологический микроклимат. Под этим понятием подразумевается ключевое настроение в группе учащихся. Неблагоприятную атмосферу создают индивиды, отличающиеся стремлением к доминированию, неуступчивостью, замкнутостью, категоричностью. Во многом «погода» в классе зависит и от личности учителя, его профессионального мастерства.

Способы педагогического воздействия на учащихся разделяют на две группы:

• конъюнктивные: поощрение, одобрение, благодарность, награда – все то, что вызывает у ученика позитивный настрой, прилив энтузиазма, желание поддержать учителя, спокойно воспринять его замечания;

• дизъюнктивные: резкие порицания, ирония, санкции, наказания – инструменты, как правило, отдаляющие ученика и учителя и портящие микроклимат в классе.

В заключение стоить отметить: не из всякого учебного заведения можно выйти высокообразованным человеком. Но сформированные в процессе обучения навыки дисциплинированной личности позволят в будущем образовывать себя самостоятельно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *