Фрустрация в психологии – это травмирующее душу состояние, которое человек испытывает, встречаясь с неодолимыми препятствиями. Frustratio переводится с латинского как уничтожение планов, замыслов, надежд. Барьер, блокирующий удовлетворение насущной потребности, называется фрустратором.

Психологическое содержание состояния фрустрации

На пути к цели человека могут возникать различные препятствия. Преодоление многих из них ведет к личностному росту и развитию. Однако фрустраторы – это такие камни преткновения, которые невозможно сдвинуть настойчивостью, силой воли, твердостью характера.

Состояние фрустрации настигает не того, кто спасовал перед трудностями. Речь идет о неудачах, связанных с объективно непреодолимыми – либо субъективно воспринимаемыми как таковые – обстоятельствами. Они могут быть внешними и внутренними. К последним относятся комплексы, фобии, суеверия, предубеждения, мешающие человеку реализовывать свои желания.

Одно из ключевых свойств фрустрации – выплеск эмоций. Ученые, наблюдавшие над приматами, заметили, что эмоциональное поведение у этих животных возникает тогда, когда остальные адаптивные реакции не дают эффекта. Именно поэтому дети, имеющие меньше опыта приспособления, более эмоциональны при фрустрации.

У взрослых людей переживание фрустрации не всегда выражено внешними реакциями. Часто оно уходит вглубь, тогда внешне человек может казаться спокойным, испытывая эмоциональную бурю.

Виды и примеры ситуаций, провоцирующих фрустрацию личности:

 Лишения как отсутствие инструментов, помогающих достичь цели:

  • чувство голода при неимении средств добыть еду;
  • тщетное влечение к женщине убежденного в своей неполноценности мужчины.

Невозместимые потери и утраты:

  • стремление быть рядом с погибшим или умершим человеком;
  • желание вернуться в дом, на месте которого после пожара осталось пепелище.

Конфликты, при которых безнадежна сама борьба мотивов или сторон:

  • нереализованная любовь к подруге, хранящей верность супругу;
  • желание соблазнить девушку, останавливаемое мыслью о том, что точно так же кто-то может поступить с близким человеком – с сестрой или матерью.

Состояние фрустрации и формы его проявления

Реакции на действие фрустратора всегда индивидуальны. Они определяются репертуаром поведения и набором привычных эмоций конкретного человека. Однако можно выделить наиболее типичные реакции:

  1. Толерантность, не позволяющая фрустратору спровоцировать или обострить фрустрацию. Это наиболее здоровая реакция, свойственная рассудительным и выносливым людям, готовым превратить лимон в лимонад, то есть извлечь полезный урок из произошедшего. Кто-то делает это спокойно, с философским отношением к ситуации, кто-то прилагает усилия и напрягает волю для сдерживания импульсов, а кто-то просто бравирует, выказывая подчеркнутое наплевательство, под которым маскирует злобу и досаду.
  2. Агрессия – состояние враждебности, проявляющейся открыто, в форме грубости, хамства, рукоприкладства, либо в виде завуалированного недружелюбия. При этом человек переживает гнев, суетливую импульсивность, острое желание сорвать на ком-нибудь зло. В подобном состоянии даже интеллигентные люди могут употреблять неприличные слова и выкидывать несвойственные им «фортели» в результате полной потери самоконтроля. Агрессия может быть направлена и на самого себя, когда человек занимается самобичеванием, обзывая себя «глупцом», «тупицей».
  3. Фиксация – маниакальная прикованность внимания к фрустратору, продолжительное анализирование и переживание произошедшего. Иногда это проявляется в форме капризности и взбалмошности.
  4. Игнорирование фрустратора, уход в сферу деятельности, помогающую отвлечься, отключиться от тревожащего раздражителя.
  5. Депрессия, которую иногда рассматривают в психологии как антипод агрессии. Она выражается в состоянии глубокой меланхолии, осознании своего бессилия, вызывающего чувства безнадеги и отчаяния. Депрессия может выглядеть как душевное оцепенение, полная апатия.
  6. Регрессия – возврат к инфантильным или примитивным моделям поведения, понижение уровня всякой активности либо конструктивности деятельности. Иногда взрослые люди, не склонные к слезоточивости, могут расплакаться, как дети, перед лицом непреодолимого препятствия. Инфантильность может выражаться и в желании, чтобы кто-то утешил, приласкал, пожалел.

Состояние фрустрации и личность

Фрустрация либо выливается в мгновенную вспышку ярости либо принимать форму продолжительного настроения. Первая реакция свойственна людям импульсивным, склонным к грубости, задиристости. Вторая характерна для нерешительных субъектов, терзаемых сомнениями и комплексами.

Фрустрация может стать эпизодическим переживанием, не проникающим вглубь души и особо не задевающим ее. А иной раз она способна существенно «перепахать» личность. Например, реакция агрессии после неоднократных фрустраций может превратить уравновешенного человека во вспыльчивого неврастеника.

Замечено, что фрустрация действует на человека изнуренного сильнее, чем на бодрого. В то же время «вооруженность», внутренняя подготовленность к возможным форс-мажорам позволяет проявлять завидную терпимость в критические минуты.

Детская психология и фрустрация личности

Разрешение противоречий, преодоление трудностей – важнейшие факторы развития ребенка. Поэтому эффективный воспитательный процесс невозможен без учета детской фрустрации, ее профилактики и регулировании.

Психологи советуют педагогам и родителям:

  • формировать у ребенка адекватное отношение к препятствиям, не являющимся непреодолимыми;
  • развивать у детей силу воли, самообладание и выносливость;
  • самим наставникам необходимо запастись терпением, чтобы своими фрустрациями не подавать воспитанникам негативного примера.

Заключение

Саморазвитие личности требует не только толерантности к жизненным барьерам, но и признания их необходимости. Человек разумный должен считать их благом для себя и, скорее, впадать в состояние фрустрации в тех случаях, когда этих барьеров недостаточно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *