Духовное саморазвитие – сложный путь. Он начинается с подавления страха перед жизнью и самоутверждения; проходит через постижение правды и завершается открытием в себе истинной силы. Каждая веха этого пути требует ломки мировосприятия. На каждой из них приходится исправлять ошибки и расставаться с заблуждениями.
Желторотик
На этой стадии человек боится ответственности и ищет отца-покровителя. Он готов полностью покориться сильной личности и принять ее идеалы. Главное для него – приобрести надежного защитника, а уж какие ценности тот исповедует – неважно. Желторотик проглотит, не разбираясь, все, что ни положат в его клюв.
Самостоятельных решений он боится, трудностей избегает. Мир кажется ему сложным и пугающим. Поэтому Желторотику необходимы духовные учения, дающие четкие инструкции, как жить. Отдавшись всецело во власть авторитета, он отключает сознание и избавляется от сомнений.
Ему достаточно удушающей атмосферы узкой зоны комфорта. Тут происходит мало нового и интересного, зато тепло и безопасно. При этом Желторотик часто жалуется на свою постылую судьбу, стараясь вызвать у окружающих сочувствие к своей персоне, обреченной на «святые» муки.
Он тайно надеется, что за свою неприхотливость будет вознагражден. Может даже стать на стезю саморазрушения в пику тем, кто его недооценил. Замечая, что мир не проявляет к нему никакого интереса, постепенно утрачивает аппетит к жизни и веру в былые ценности. Участие в повседневных ритуалах и исполнение коллективных обрядов дается ему все с большим трудом.
Себялюбец
Перейдя на следующую стадию духовного саморазвития, вчерашний Желторотик никому не желает подчиняться. Послушание для него невыносимо, так как напоминает об унизительном прошлом. Себялюбец по всем житейским вопросам имеет собственное, как ему кажется, суждение. На самом деле он примеряет на себя то одну, то другую модную маску человека, смеющегося над жизнью «серой массы».
Быть циником для себялюбца – значит, демонстрировать свою продвинутость, отказ от «желторотых» ценностей. Так он заставляет себя забыть собственную вчерашнюю инфантильность. Вкус настоящей жизни ему пока неведом, но Себялюбец об этом не догадывается.
Он любит презрительно рассуждать о низости и глупости окружающих. Он убеждает всех, что знает истинный путь, но всякий раз попадает впросак и сетует на несовершенство этого мира.
Своими идеями Себялюбец делится, как информационным сокровищем. Ведет себя при этом крайне раскованно и нагло. К чужим взглядам проявляет откровенную брезгливость, называя их наивными иллюзиями.
Но однажды он перестает упиваться собственной неподражаемостью, замечая, что является пленником собственного тщеславия и всю жизнь может провести у него на цепи. После мучительной ломки наступает следующая стадия духовного саморазвития.
Созерцатель
Горделивый Себялюбец превращается в смиренного Созерцателя. С совиной пристальностью он теперь вглядывается в жизнь. В своих бедах он уже не винит «плохих» людей. К нему приходит понимание, что окружающие не имеют к его проблемам никакого отношения.
Возникает осознание и того, что жизни «по правилам» и незыблемых истин не бывает. У каждого своя правда и своя ложь, свои ошибки, на которые он имеет право. Духовное саморазвитие – это и есть преодоление ошибок и заблуждений. Более того, кто не ошибается, не может постичь полноты и гармонии этого мира.
Отбросив гордыню и книжные концепции, Созерцатель учится заново жить. Он не испытывает более стремления к самоутверждению, поэтому теряет вкус к поучению. Ему самому теперь нравится роль ученика, чутко внимающего жизни и принимающего все ее проявления.
Если Желторотик прячется от собственных страхов, Себялюбец маскирует их под ложные доблести, то Созерцатель открывает в себе свои слабости и, осознав их, расстается с ними.
Свободолюбец
Постепенно наблюдатель жизни становится последовательным проводником ее мудрых истин. Полностью освободившись от иллюзий, он готов поведать и другим о понятом и пережитом.
Свободолюбец достигает пика духовного саморазвития, преодолев в себе ложное смирение Желторотика, показную активность Себялюбца и отстраненность Созерцателя. Это время проявления истинной силы, свободы от страхов и комплексов, активной воли и личной ответственности.
Духовное развитие как прощание с заблуждениями
Желторотик уповает на силу авторитета Бога либо того, кто может его заменить в человеческом обществе. Он всецело доверяется своему руководителю и во всем его слушается.
Себялюбец презирает ценности Желторотика. Он насмехается над духовностью и религией как над наивными суевериями, желая поскорее отмежеваться от собственной к ним привязанности на стадии инфантильного повиновения.
Созерцатель приближается к истине, отказавшись от всего наносного, в том числе и чужих концепций. Он приходит к пониманию, что любое учение – блуждание в потемках разума. Куда важнее – предельно точно и честно выразить свои переживания.
Свободолюбец отличается мудрым пониманием жизни и активным стилем поведения. Эта высшая стадия духовного саморазвития позволяет личности максимально ярко выразить свою суть и поддержать гармонию вещей.
Лишь признание собственных ошибок помогает прийти к их решению. Лишь прощание с собственными заблуждениями позволяет достичь истины.