Твердость характера

Твердость характераЧто важнее – талант или упорство? Могут ли трудолюбие и твердость характера противостоять гениальности? Достаточно ли дара божьего для жизненного успеха? Эти вопросы хоть раз в жизни задавал себе каждый человек.

Многим из нас с детства внушали: «Ты не гений». За этими словами скрывался унизительный месседж: «Природа тебя обидела, так что придется тебе, бедолаге, трудиться в поте лица, чтобы чего-то достичь в этой жизни».

Магия таланта

Люди с выдающимися природными данными нравятся всем. Неважно, реализуют они свои уникальные способности или нет, – они все равно притягательны. Вокруг них волшебная аура предпочтения. Под их гипноз моментально попадают работодатели, партнеры, приятели.

Американские психологи провели такой эксперимент: испытуемых просили оценить игру двух музыкантов – сначала талантливого, затем трудолюбивого. Большинство участников эксперимента отдали голоса за первого. На самом же деле им дали прослушать музыкальный фрагмент в исполнении одного и того же человека.

Почему талант часто зарывается в землю?

Одаренные личности с малолетства привыкают к поклонению окружающих. Безусловное признание играет с ними злую шутку: упорный труд, преодоление препятствий неведомы баловням судьбы. Зачем тратить лишние усилия, когда и так все получается на «5» с плюсом?

До какого-то момента им многое дается легко, без напряга и пота. Однако рано или поздно они подходят к черте, за которой одного таланта уже мало. И тут всеобщие любимцы обычно пасуют, проигрывая обычным сверстникам, закалившим характер в борьбе с трудностями.

Одной одаренности для достижения успеха недостаточно. Мудрые владельцы компаний это хорошо понимают и стараются набирать в команду не обаятельных гениев, а волевых тружеников.

Так поступают при наборе курсантов в военную академию США (Вест-Пойнт). Далеко не все выдерживают здесь последнее испытание, требующее максимума волевых усилий. Проходят его только те, кто привык с детства не сдаваться перед трудностями. Остальные – почти половина – отсеиваются.

Талант просыпается в процессе труда

Эту мысль доказала американская исследовательница, профессор психологии А. Дакворт. Многие годы она посвятила изучению феномена успешности. Однажды ей в руки попалась книга Ф. Гэлтона, кузена Ч. Дарвина, где были собраны описания жизненных перипетий выдающихся людей и их достижений.

Автор утверждал: у всех знаменитостей имелся врожденный дар. Но при этом они пылали страстью к выбранному делу и готовы были трудиться как каторжные. Читая книгу родственника, Дарвин пришел в крайнее изумление, дойдя до главы о таланте.

Читайте также:  Гипноз

По мнению ученого (он выразил его в письме к брату), все люди по интеллекту совершенно равны, не считая явных дураков. Лишь одно их существенно разделяет – способность трудиться до седьмого пота. Именно она – в тандеме с увлечением любимой работой – является «драйвером» развития природных дарований. Тот, кто не находит сил и времени на непрерывное самосовершенствование, сам обкрадывает себя, зарывая собственные таланты.

Поиск призвания – задача номер один

Не всегда путь к вершинам успеха прямой, как стрела. Многие знаменитые люди не сразу нашли себя, начиная пробовать силы совершенно в других областях.

Российский писатель, основатель Гильдии драматургов Санкт-Петербурга Валентин Красногоров, автор 37 пьес, множества рассказов и эссе, до 35 был ученым-химиком, преподавал в университете, имел докторскую степень и несколько патентов.

Валентин Самуилович убежден, что научная деятельность развила в нем качества, которые потом пригодились ему в литературном творчестве: логическое мышление, чувство композиционной стройности, наблюдательность, стремление находить ядро в каждом явлении.

Но главное, что приобрел будущий драматург на научной ниве, – привычка к упорному труду, навыки самоорганизации и самодисциплины. Они оказались бесценным приобретением и, соединившись с писательским талантом, проснувшимся в середине жизни, обеспечили небывалый успех. Придя в литературу зрелой и волевой личностью, Красногоров сразу отыскал в ней свою нишу.

От призвания к успеху через упорный труд

Чего бы это мне ни стоило – таков девиз всех успешных людей и первостепенное условие развития таланта, считает А. Дакворт. Примеров, подтверждающих ее теорию, предостаточно.

Одним из них может служить жизнь «отца американской литературы» В. Ирвинга. В школе он был отстающим учеником из-за «черепашьей» скорости чтения. На домашние задания мальчику требовалось вдвое больше времени, чем одноклассникам.

Но будущий писатель не сдавался. Он убедил себя в необходимости настойчивых упражнений и сделал упорство своей второй натурой. В дальнейшем приобретенные в детстве навыки сослужили ему неоценимую услугу.

Став новеллистом, Ирвинг помногу раз перечитывал свои тексты, настойчиво корректировал их, пока не доводил до полного совершенства. На правку подчас уходило больше времени, чем на создание рассказов.

Так плохая техника чтения обернулась перфекционизмом, который позволил Ирвингу стать корифеем в мировой литературе. Вывод напрашивается сам собой: невозможно добиться намеченного результата без регулярных тренировок. Они формируют навыки в работе и позволяют ощутимо повысить ее эффективность.

Читайте также:  Любовная аддикция

Долгосрочная цель – маяк на пути к успеху

Мало наслаждаться тем, что ты делаешь. Впереди должна быть непокоренная вершина – сольное выступление, олимпийский рекорд, мировая премьера. Без этого маяка интерес к любимому делу может угаснуть.

Чемпион по плаванию Р. Гейнс на каждой тренировке «пытался перебороть самого себя». Ежедневно он одерживал мини-победу – на миллисекунды улучшал личный рекорд. Высокая цель трижды приводила пловца на высшую ступень олимпийского пьедестала.

Путь к мечте – марафон, долгий и трудный

Идти к успеху приходится не один год, преодолевая неудачи и собственные комплексы. Многие отступают при первой же подножке судьбы. Человек, твердый духом, воспринимает трудности как вызов, урок или испытание.

Звезда Голливуда У. Смит не считал себя одареннее других актеров. Но в одном Уиллард мог дать фору любому коллеге: он был готов трудиться до потери пульса. Философски относясь к неудачам, актер считая их неизбежными. Он дал себе слово – ни при каких форс-мажорах «не сходить с беговой дорожки» – и ни разу не изменил этому принципу.

Такое разумное отношение к поражениям свойственно всем успешным личностям. Им не ведомы разочарования и депрессии. Из каждого очередного фиаско они делают выводы, извлекают выгоду и, обогащенные опытом, движутся дальше.

Заключение, или Очевидные истины

Тема соотношения таланта и труда не нова. Однако каждому поколению приходится заново открывать для себя прописные истины:

  1. Настойчивость и упорство достойны восхищения в любом человеке, будь то каменщик или архитектор.
  2. Делая свою работу – нередко добросовестно и упорно, – мы зачастую не испытываем к ней ни малейшего интереса, поэтому и не получаем от процесса никакого удовольствия.
  3. Не ставя перед собой высокой цели, мы рискуем не сохранить увлеченности любимым занятием.
  4. Даже самая «сладкая» мечта – стать артистом, покорить вершины бизнеса, написать поэму – так и останется красивым проектом без приложения регулярных усилий. Они – ступени на пути к призванию и признанию.

Вот, пожалуй, и все. Нет никакого волшебного рецепта, помогающего добиться успеха. Ничего, продуктивнее труда, пока еще не придумано. Пусть эта истина, как холодный душ, отрезвляюще подействует на всех пламенных мечтателей и талантливых лежебок. Им это только пойдет на пользу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *