Изменение личности невозможно без экзистенциального сдвига. Он помогает обнаружить новую, очень существенную позицию в нашем отношении к жизни. Напомним, базовая позиция – эмоционально-переживающее Я – рождается вместе с нами. Следующая – рациональное Я – обнаруживается позднее. Правда, только у тех, кто способен выстраивать причинно-следственных связи.
Между этими двумя позициями выстраиваются сложные взаимоотношения. Эмоциональные бури сменяются мозговыми штурмами. Первые затрудняют контакты с окружающими. Вторые зачастую бессильны связать причину со следствием и успокоить человека.
Имея возможность выбора, человек путается в собственных чувствах и мыслях, как в трясине. Кто-то ищет «истину в вине», кто-то пытается «наступить на горло собственной песне», видя в ней причины депрессии. Один бросается за спасением к духовнику, другой – к психологу. Но, так или иначе, каждый индивид пытается остановить расшатывание конструкции реальности в своем восприятии.
Пробуждение, или сборка личности
Проявление третьей позиции подобно пробуждению. Суть ее – в отстраненном наблюдении за своими эмоциями и мыслями. Внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь готов не только слишком много думать и чувствовать, но и установить, как он думает и как чувствует.
Большинство не могут подобрать ключ к решению своих проблем, потому что всю жизнь мечутся от истощающих переживаний к бесплодным попыткам их объяснить. На экзистенциальный сдвиг обычно нет желания или сил.
Между тем, экзистенциальное Я – это не что иное, как точка сборки личности. Только поднявшись над разумом и эмоциями, можно увидеть, как они работают. При этом экзистенциальное наблюдение — не бесстрастный процесс. Он отстраненный, но не отчужденный. Он невозможен без включения и переживания.
Важные открытия экзистенциального наблюдателя
1. Осознание экспериментаторской натуры своего Я
Человеческая психика — неутомимый экспериментатор. Она выдвигает гипотезы об устройстве мира или людей, проводит исследования по их проверке и дает интерпретацию результатов. Экзистенциальное наблюдение позволяет следить за ходом этих внутренних процессов.
Это важно, ибо многие люди переходят к интерпретации сразу от гипотез, минуя стадию доказательств. Так возникает зацикленность на себе и проективная идентификация, когда человек добивается от другого такой линии поведения, которой, по его мнению, тот, другой, должен придерживаться. А кто-то, проведя эксперименты, делает не совсем логичные выводы. Экзистенциальное наблюдение позволяет и это выявить.
2. Восприятие многосложного контекста реальности
Бесстрастный наблюдатель видит мир в его разнообразии и противоречивости. Он не только объективно оценивает антагонистов, но и выявляет у них сходные духовные цели. Экзистенциальное наблюдение приводит к осознанию того, что обе стороны, участвующие в схватке, объединены единым стимулом – ненавистью.
Зацикленное на себе сознание упрощает картину мира, принимая пределы своего кругозора за границы мира. Так, каждый из участников политических дебатов замыкается лишь на своих доводах, обвиняя оппонента в «зазомбированности». Между тем, честность с самим собой заставляет отказаться от радикализма.
3. Смирение, проявляющееся в осознании неспособности кардинально изменить мир и других людей
Экзистенциальное наблюдение может сконцентрироваться лишь на своем мире. Это ограничивает возможности наблюдателя. Но, разобравшись со своей позицией, он способен сделать ее яснее для других.
Экзистенциальный сдвиг – это путь к переменам и открытиям, к новому опыту. К тому же, следить за собой не менее занятно, чем подглядывать в замочную скважину. При этом нужно не допустить, чтоб экзистенциальное наблюдение вытеснило живые чувства и рассуждения. Всему свое место и время.