В эпоху постмодерна – эпоху технократии, повального потребления и духовного опустошения – проблема самопожертвования остается по-прежнему актуальной. Она заставляет задуматься о таких сверхчеловеческих добродетелях, как альтруизм и героизм, уживающихся в душе homo с эгоизмом и мазохизмом.
Что есть самопожертвование?
В литературе можно найти самые различные оценки поведения, когда человек готов ради других отказаться от личных желаний, интересов и даже жизни. Ф. Достоевский называл это «признаком высочайшего развития личности», Толстой – «формой эгоизма», Н. Гоголь, а вслед за ним и Н.Чернышевский – «абсурдом, чушью, сапогами всмятку», В. Ван Гог – «форменным самоубийством», С. Моэм – «всепоглощающей страстью».
Такое чувство, что классики говорили о разных вещах. Так оно и есть: в философии и психологии проблема самопожертвования не решается однозначно и требует квалифицированного подхода специалистов.
Доверимся одному из них – немецкому психоаналитику Э. Фромму. По его мнению, существует два вида самопожертвования:
- Истинное самопожертвование
Является единственным выходом из конфликта между желаниями «я» физического и «я» психического. Разрешение этого противоречия приводит к самоутверждению духовной целостности личности.
На такое способны лишь зрелые и самодостаточные индивиды. Аргументы самопожертвования истинного: стремление спасти жизнь другого человека; сделать счастливым любимого; защитить свой дом, семью, честь, родину.
- Извращенное самопожертвование
Это не что иное, как возведенное самопожертвования в ранг единственной цели существования. Заключается она в удовлетворении своих потребностей – порой неосознаваемых – за счет других.
Аргументы самопожертвования ложного: стремление «недолюбленного» субъекта реализовать эгоистическое желание быть любимым, признаваемым, значимым. Подобное поведение свидетельствует об инфантильности личности, ее заниженной самооценке, мазохистских наклонностях.
Примеры самопожертвования истинного
Осознанно принести свою жизнь на алтарь спасения ближнего – самый красивый и смелый поступок. Приведем примеры подобного героического поведения человека в экстремальных ситуациях:
В 1911 году офицер британской армии Лоуренс Отс находился в составе экспедиции, достигшей Северного полюса. На обратном пути Лоуренс, у которого были отморожены нос и ноги, сильно задерживал группу. 16 марта 1912 года, накануне своего дня рождения, отважный капитан принял решение пожертвовать собой ради спасения товарищей. В 40-градусный мороз он босой вышел из палатки, предупредив, что скоро не вернется. Больше его никто не видел.
В 1940 году директор «Дома сирот» Януш Корчак оказался вместе с воспитанниками в Варшавском гетто. Талантливому врачу и педагогу приходилось героически добывать для своих подопечных медикаменты и пищу. Доброжелатели предлагали ему спасение, но Януш отказался бросить на произвол судьбы 200 детей. В 1942 году вместе с ними он вошел в газовую камеру.
Примеры самопожертвования извращенного
Неразумная самоотдача проявляется в том, что «жертвующий» под маской любви на самом деле удовлетворяет собственные неосознанные желания, не считаясь духовными потребностями «принимающего». Примеров из жизни подобного жертвоприношения хоть отбавляй:
- «Любящий отец семейства»
Состоятельный чиновник ни в чем не отказывал жене и двум дочерям. Супруге он покупал вещи в модных бутиках, возил ее на престижные курорты. Дочерям оплачивал учебу в лучших университетах мира. Будучи очень занятым человеком, он каждый вечер спешил домой, чтобы побаловать своих «девочек» прогулкой на яхте или посещением развлекательного центра. В результате этих «забот» жена стала алкоголичкой, а дочери были отчислены из вузов за неуспеваемость.
Комментарий психолога:
Подобное самопожертвование, по утверждению О.Уайльда, «должно преследоваться по закону». Оно инфантилизирует, деморализует того, кто вынужден принимать подобные жертвы, лишает его независимости.
Истинная любовь не предполагает отказа от собственных потребностей и неустанной заботы о тех, кто и так может позаботиться о себе. Семейная жизнь строится не только на проявлении сочувствия, но и выражении недовольства или запретов. Временами она нуждается как в согласии, так и в конфронтации.
- «Бедная страдалица»
Женщина с лицом праведницы терпит постоянные унижения от своего мужа: амурные похождения, уходы из дома, растраты семейного бюджета, пьяные дебоши, побои. За 20 лет брака она неоднократно бросала его, но всякий раз размолвка заканчивалась примирением. Видя стоящего на коленях супруга, «жертвенница» готова была простить ему все на свете. «Ведь он меня любит!» — оправдывалась она перед подругами.
Комментарий психолога:
Эта дама, явно испытавшая в детстве унижения, превыше всего на свете ценит чувство нравственного превосходства. Только ради этого она и терпит несправедливость. Верх торжества ее эго испытывает с минуты, когда она милостиво прощает своего грешного муженька. Это ее возмездие, ее реванш! Ради получаемого в этот момент удовольствия она готова сносить издевательства и дальше.
Оба приведенные здесь примера самопожертвования развенчивают миф о любви как бескорыстном чувстве. Герой первой истории всячески старается укрепить имидж «любящего папика». Во втором эпизоде женщина-великомученица извлекает выгоду из своих унижений.
Обоими движут страх и сомнения в собственной значимости. Маскируясь под любящих людей, они не только манипулируют окружающими, но и топчут, разбазаривают свою собственную жизнь, пренебрегают истинными ее целями. Такие жертвы никем не ценятся в отличие от героических поступков, достойных уважения и памяти,
Проблема самопожертвования и терроризм
Экстремизм в виде суицида, осуществляющегося во имя религиозной веры, ничего общего со справедливостью не имеет. Террорист-смертник, чье сознание сильно изменено идеологическими догмами, забирает с собой сотни, а то и тысячи жизней.
За таким самопожертвованием скрывается трезвый расчет лидеров террористических организаций. Подобным образом они пытаются навязать миру свою волю. Столь пренебрежительное отношение к чужим интересам и жизням не имеет право на существование.