Психология Ошо

psihologia_oshoПсихология Ошо – это своеобразный сад, в котором растут цветы буддизма, даосизма, сикхизма, суфизма, христианства, ницшеанства, фрейдизма и многие другие. Сам основоположник этого миксового учения – индийский мистик Мадхья-Прадеш – подчеркивал, что постижение истины должно быть хаотичным и бессистемным.

Вместе с тем, он называл антижизненными все религии прошлого. Свое послание миру он сравнивал с алхимией, а найденный им философский камень «океаническим сознанием», в котором умирал прежний и рождался новый, пробужденный, человек.

Пути развития в учении Ошо:

1. Независимость мышления при анализе действительности, неприятие всякой идеологии, самостоятельность в разрешении своих психологических проблем.

2. Накопление индивидуального жизненного опыта, неприятие книжных заповедей, поиск собственных истоков радости и страданий.

3. Отрицание самообуздания, вывод наружу в ходе самореализации низменных желаний, разрушающих психику: тяги к сексу, насилию, лицемерию, стяжательству.

4. Наслаждение простыми радостями бытия — тишиной, чаепитием, беседой, красотой ночного неба.

Психология Ошо: отношение к любви, браку, женщине

Выступая за свободную любовь, Ошо был противником брака. Он считал, что в нем редко можно достичь глубокого духовного взаимопонимания и общения. По мнению Ошо, многие люди не способны справиться с ролью родителей. Он выступал за контроль над рождаемостью, который избавил бы планету от одной из глобальных проблем – перенаселения. Помимо того, бездетность, по словам учителя, даст возможность быстрее стать просветленным, то есть «родить самого себя».

Женщина, по сравнению с мужчиной, существо более духовное, считал Ошо. Недаром он доверял представительницам слабого пола все руководящие посты в своей коммуне. Среди его последователей женщины также имели численное преимущество. Ошо обещал им социальное, духовное и сексуальное освобождение.

Ум и эго в психологии Ошо

Ум – механизм самосохранения. Он копирует поведенческие стереотипы, продуктивно зарекомендовавшие себя в прошлом. Однако обращение к стратегиям минувшего лишает человека способности жить здесь и сейчас, наслаждаться настоящим моментом, заставляет подавлять истинные эмоции. В итоге люди обрекают себя на неврозы, ревность, закомплексованность.

Читайте также:  Психология детской лжи! Как и почему лгут дети?

Ум заставляет человека репрессировать свои истинные побуждения. Вместо этого, Ошо призывал человека доверять самому себе, принимать безоговорочно свои желания. На уровне интеллекта это сделать невозможно. Так гуру подводил своих последователей к ответу на вопрос, что дает медитация.

Каждый человек может стать просветленным. Но путь к безоговорочной любви предотвращает эго. Оно возводит непреодолимую крепость из ложных потребностей и иллюзий, внушенных обществом.

Медитационная терапия в психологии Ошо

Учитель изобрел около сотни способов активного медитирования. Одни из них помогают совершить «скачок к осознанности» через тряску, другие – посредством гудения, третьи – с помощью смеха и плача, сменяющихся безмолвием.

Подобные катарсисные приемы необходимы для перехода современного человека, внутренне напряженного, к традиционным медитациям. Главное место среди них занимали дзадзэн и випассана. Впрочем, Ошо считал, что сконцентрировать внимание можно абсолютно на всем: танце, рукоделье, художестве, пении.

Динамическая медитация Ошо – самая популярная духовная практика. Цель ее - просветление через освобождение от штампов культуры и цивилизационных комплексов. Она дарует пробуждение ото сна безотчетных реакций, очищение от психического мусора.

Психология Ошо: активизация телесных потенций

Все промахи цивилизации Ошо связывал с тем, что человечество объявило войну сексу, табуировало его. Это вылилось в массу психических болезней. Тантра стала для Ошо методом освобождения человека от сексуального влечения как от «страсти-слабости» и достижения сверхсознания.

Терапия, выраженная в групповом сексе, снимала «кармические следы», преграждающие путь к духовному просветлению. Ошо учил, что в человеке нет добра и зла, плохого и хорошего. Поэтому сексуальную энергию нельзя считать греховной, она священна так же, как и душа человека.

Благодаря поощрению сексуальной раскрепощенности, Ошо получил титул секс-гуру. При этом большинство его последователей утверждало, что сам учитель был верен обету безбрачия.

Читайте также:  Психология любви

Психология Ошо и созерцательность

Буддистскую школу дзэн духовный наставник считал самой живой и естественной. В ней, по его мнению, нет ни догм, ни проповедей, ни даже отцов-зачинателей. Она наслаждается пустотой, радуется неведению. Для нее нет мирского. Все сущее провозглашается в ней священным.

Ошо не приветствовал противопоставления дзэн тантре. Последняя, по его убеждению, лекарство, в то время как дзэн – состояние выздоровевшего человека, не нуждающегося больше в лекарстве.

«Дзэнская созерцательность», считал Ошо, следующая после коммунизма стадия общественно-политического устройства. Он был уверен, что буддийская философия могла бы спасти от развала Советский Союз.

Психология Ошо и новый человек

Внутренняя свобода человека, его ответственность перед собой – основные постулаты в учении Ошо. Он проповедовал не имитацию изменений, но глубокое перерождение. Желания не должны быть отвергнуты – их нужно превзойти через принятие, а не путем отрицания. «Цветение» духа исключает телесные влечения.

Ошо именовал себя «гуру для богачей»: нищета никогда не прославлялась им. Он не отказывал себе в комфортном жилье, дорогой одежде, фирменных часах, роскошных машинах. По слухам, в его автопарке было столько же роллс-ройсов, сколько дней в году.

Голод и материальная зависимость, по мнению Ошо, не способствует интересу человека к духовным поискам, литературе, искусству. Только тот становится на путь просветления, кто разуверился в деньгах, карьере, развлечениях. Нищему не испытать таких разочарований.

Идеалом для Ошо был «новый человек», соединивший в себе духовность с жизнелюбием, которому не страшен ад и не нужен рай. Он должен жить полноценно, наслаждаясь едой, уютом, женщинами. Он должен иметь объективный разум ученого, чувственное сердце поэта, углубленность мистика. Ему не попасть в ловушки социальных институтов типа брака, религии или политической доктрины. Он не будет верить никому и ничему, кроме самой жизни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *