Психология Ошо


psihologia_oshoПсихология Ошо – это своеобразный сад, в котором растут цветы буддизма, даосизма, сикхизма, суфизма, христианства, ницшеанства, фрейдизма и многие другие. Сам основоположник этого миксового учения – индийский мистик Мадхья-Прадеш – подчеркивал, что постижение истины должно быть хаотичным и бессистемным.

Вместе с тем, он называл антижизненными все религии прошлого. Свое послание миру он сравнивал с алхимией, а найденный им философский камень «океаническим сознанием», в котором умирал прежний и рождался новый, пробужденный, человек.

Пути развития в учении Ошо:

1. Независимость мышления при анализе действительности, неприятие всякой идеологии, самостоятельность в разрешении своих психологических проблем.

2. Накопление индивидуального жизненного опыта, неприятие книжных заповедей, поиск собственных истоков радости и страданий.

3. Отрицание самообуздания, вывод наружу в ходе самореализации низменных желаний, разрушающих психику: тяги к сексу, насилию, лицемерию, стяжательству.

4. Наслаждение простыми радостями бытия — тишиной, чаепитием, беседой, красотой ночного неба.

Психология Ошо: отношение к любви, браку, женщине

Выступая за свободную любовь, Ошо был противником брака. Он считал, что в нем редко можно достичь глубокого духовного взаимопонимания и общения. По мнению Ошо, многие люди не способны справиться с ролью родителей. Он выступал за контроль над рождаемостью, который избавил бы планету от одной из глобальных проблем – перенаселения. Помимо того, бездетность, по словам учителя, даст возможность быстрее стать просветленным, то есть «родить самого себя».

Женщина, по сравнению с мужчиной, существо более духовное, считал Ошо. Недаром он доверял представительницам слабого пола все руководящие посты в своей коммуне. Среди его последователей женщины также имели численное преимущество. Ошо обещал им социальное, духовное и сексуальное освобождение.

Ум и эго в психологии Ошо

Ум – механизм самосохранения. Он копирует поведенческие стереотипы, продуктивно зарекомендовавшие себя в прошлом. Однако обращение к стратегиям минувшего лишает человека способности жить здесь и сейчас, наслаждаться настоящим моментом, заставляет подавлять истинные эмоции. В итоге люди обрекают себя на неврозы, ревность, закомплексованность.

Читайте также:  Всегда ли человеку надо адаптироваться к среде?

Ум заставляет человека репрессировать свои истинные побуждения. Вместо этого, Ошо призывал человека доверять самому себе, принимать безоговорочно свои желания. На уровне интеллекта это сделать невозможно. Так гуру подводил своих последователей к ответу на вопрос, что дает медитация.

Каждый человек может стать просветленным. Но путь к безоговорочной любви предотвращает эго. Оно возводит непреодолимую крепость из ложных потребностей и иллюзий, внушенных обществом.

Медитационная терапия в психологии Ошо

Учитель изобрел около сотни способов активного медитирования. Одни из них помогают совершить «скачок к осознанности» через тряску, другие – посредством гудения, третьи – с помощью смеха и плача, сменяющихся безмолвием.

Подобные катарсисные приемы необходимы для перехода современного человека, внутренне напряженного, к традиционным медитациям. Главное место среди них занимали дзадзэн и випассана. Впрочем, Ошо считал, что сконцентрировать внимание можно абсолютно на всем: танце, рукоделье, художестве, пении.

Динамическая медитация Ошо – самая популярная духовная практика. Цель ее - просветление через освобождение от штампов культуры и цивилизационных комплексов. Она дарует пробуждение ото сна безотчетных реакций, очищение от психического мусора.

Психология Ошо: активизация телесных потенций

Все промахи цивилизации Ошо связывал с тем, что человечество объявило войну сексу, табуировало его. Это вылилось в массу психических болезней. Тантра стала для Ошо методом освобождения человека от сексуального влечения как от «страсти-слабости» и достижения сверхсознания.

Терапия, выраженная в групповом сексе, снимала «кармические следы», преграждающие путь к духовному просветлению. Ошо учил, что в человеке нет добра и зла, плохого и хорошего. Поэтому сексуальную энергию нельзя считать греховной, она священна так же, как и душа человека.

Благодаря поощрению сексуальной раскрепощенности, Ошо получил титул секс-гуру. При этом большинство его последователей утверждало, что сам учитель был верен обету безбрачия.

Психология Ошо и созерцательность

Буддистскую школу дзэн духовный наставник считал самой живой и естественной. В ней, по его мнению, нет ни догм, ни проповедей, ни даже отцов-зачинателей. Она наслаждается пустотой, радуется неведению. Для нее нет мирского. Все сущее провозглашается в ней священным.

Читайте также:  Психология шизофрении

Ошо не приветствовал противопоставления дзэн тантре. Последняя, по его убеждению, лекарство, в то время как дзэн – состояние выздоровевшего человека, не нуждающегося больше в лекарстве.

«Дзэнская созерцательность», считал Ошо, следующая после коммунизма стадия общественно-политического устройства. Он был уверен, что буддийская философия могла бы спасти от развала Советский Союз.

Психология Ошо и новый человек

Внутренняя свобода человека, его ответственность перед собой – основные постулаты в учении Ошо. Он проповедовал не имитацию изменений, но глубокое перерождение. Желания не должны быть отвергнуты – их нужно превзойти через принятие, а не путем отрицания. «Цветение» духа исключает телесные влечения.

Ошо именовал себя «гуру для богачей»: нищета никогда не прославлялась им. Он не отказывал себе в комфортном жилье, дорогой одежде, фирменных часах, роскошных машинах. По слухам, в его автопарке было столько же роллс-ройсов, сколько дней в году.

Голод и материальная зависимость, по мнению Ошо, не способствует интересу человека к духовным поискам, литературе, искусству. Только тот становится на путь просветления, кто разуверился в деньгах, карьере, развлечениях. Нищему не испытать таких разочарований.

Идеалом для Ошо был «новый человек», соединивший в себе духовность с жизнелюбием, которому не страшен ад и не нужен рай. Он должен жить полноценно, наслаждаясь едой, уютом, женщинами. Он должен иметь объективный разум ученого, чувственное сердце поэта, углубленность мистика. Ему не попасть в ловушки социальных институтов типа брака, религии или политической доктрины. Он не будет верить никому и ничему, кроме самой жизни.


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *