Психология эмпатии

Психология эмпатииЭмпатия в психологии – это процесс отзеркаливания эмоционального состояния другого человека. Люди, называемые эмпатами, способны не просто понимать, что творится в душе у собеседника, но и чувствовать его боли и радости, как свои собственные, а иногда и острее.

Ярким примером эмпатии человека была Мать Тереза. В ежедневной молитве она просила Бога дать ей силы «понимать, а не быть понимаемой». Она помогала голодным, бедным, одиноким, больным, калекам, нежеланным, прокаженным. На вопрос, почему она это делает, монахиня отвечала: «Жизнь, которая не была прожита ради других, нельзя считать жизнью».

Эмпатия человека как адаптационный механизм

В середине 90 годов ХХ века в коре головного мозга макаки, а затем и человека были обнаружены зеркальные нейроны. По мнению ученых, эти клетки, активизирующиеся во время наблюдения за собеседником, и отвечают за эмпатию.

Отсутствие подобных клеток у низших животных, навело исследователей на важный вывод: возникнув в процессе эволюции, зеркальные нейроны обеспечили людской род стратегией выживания.

С давних времен взаимопомощь считалась стилем жизни человека. Способность к сопереживанию заставляла homo делиться пищей, огнем, кровом, забывать о себе ради спасения близких.

История человечества подтверждает: в минуты опасности инстинкт самосохранения нередко отступает перед эмпатией человека. Крушение «Титаника» привело к гибели 1496 человек. 80 % из них были мужчины: они добровольно уступили свои места в шлюпках женщинам и детям.

Уровень эмпатии

Способность понимать и реагировать на эмоциональные проявления другого человека есть у всех людей. Вот только степень ее выраженности у каждого своя. Это позволило психологам выделить три основных уровня эмпатии:

  • Низкий

Представители этой категории отличаются эмоциональной глухотой. Они в основном зациклены на себе, своих мыслях, переживаниях и ощущениях. Эмоциональные проявления других людей чаще всего находят у них безразличие или раздражение. Таким личностям трудно налаживать контакты, знакомиться, поддерживать приятельские и командные отношения.

Читайте также:  Женская истерика

Они болезненно реагируют на критику, поэтому часто игнорируют ее. В быту их называют «толстокожими». Своей холодностью и отчужденностью они отталкивают окружающих. Особенно трудно им установить контакт с детьми, женщинами и стариками, отличающимися повышенной эмоциональностью.

  • Средний

Люди этого уровня – их подавляющее большинство – склонны к эпизодическим выражениям отзывчивости. Их нельзя назвать совершенно «глухими» или «слепыми» по отношению к окружающим, но они предпочитают держать свои эмоции под контролем.

Они несколько скованы в проявлении собственных чувств, что становится преградой в установлении контактов с окружающими. В общении они стараются быть внимательными и понятливыми, но надолго их не хватает. Читая роман или смотря кинофильм, они обычно пролистывают описание чувств героя: их больше увлекает сюжетная линия.

  • Высокий

Таких людей всего 10 %. Они обладают даром глубокого и точного проникновения в мысли и эмоции других людей, чувствуют собеседника как самих себя, отличаются тактом, никогда не навязывают окружающим своей точки зрения.

Легко сходясь с людьми, они умеют дружить на принципах альтруизма и полного доверия. Их душевность, отзывчивость и интуитивность привлекает окружающих. Таких стопроцентных эмпатов часто назначают на роль «жилетки», в которую можно выплакаться.

Существуют еще несколько вариантов классификации людей по степени эмпатии. Одна из них делит человечество на 4 разряда:

  1. неэмпатов, практически незнакомых с чувством сопереживания;
  2. слабых эмпатов, способных погружаться в эмоциональный мир партнеров и испытывающих от этого постоянный стресс;
  3. эмпатов функциональных, пропускающих сквозь себя чужие эмоции и адаптированных к ним;
  4. эмпатов профессиональных, умеющих «читать» даже скрытые эмоции в собеседнике и управлять ими.

Развитие эмпатии

Ученые уверяют, что при желании врожденную функцию сонастройки с другими людьми можно отрегулировать. Развитие эмпатии предполагает прохождение трех этапов:

  • Выработка умения улавливать в состоянии другого человека эмоциональные нотки.
  • Принятие на себя роли партнера и проигрывание ее.
  • Развитие прогностических способностей: предугадывание эмоциональной реакции собеседника
Читайте также:  Как перестать проводить всё свободное время за компьютером

Разработаны специальные игровые упражнения и тренинги, направленные на формирование чуткости:

  • эмпатическое слушание, в ходе которого человек учится проникать в эмоциональные переживания говорящего с помощью таких приемов, как пауза, повтор, перифраз, уточнение, развитие высказанной мысли и др.;
  • акция «Комплимент», вырабатывающая привычку говорить людям приятные слова; начиная с нескольких лестных отзывов в день, обучаемый все чаще находит поводы искренне восхищаться окружающими;
  • упражнение «Мысленно вместе», приучающее думать о других людях; объектом может быть человек из близкого круга знакомых или просто запомнившийся прохожий; нужно постараться «влезть в его шкуру», понять, что его беспокоит, радуется, болит.

Развитие эмпатии более успешно проходит в молодом возрасте. Пережитый опыт, как известно, «друг ошибок сложных», но враг объективной оценки окружающих.

Необходимо учитывать, что явление эмпатии в психологии не однозначно. Гиперчуткость влечет за собой особую ранимость и эмоциональную зависимость. Заложниками ее обычно становятся люди «помогающих» профессий: учителя, врачи, психологи, воспитатели. Из-за профессионального риска – эмоционального выгорания – они живут примерно на пять лет меньше.

Поэтому сверхчувствительным личностям рекомендуется тщательно следить за своим психическим здоровьем, находя баланс между отзывчивостью и трезвым рассудком.

Заключение

Психологи утверждают: полностью понять другого человека невозможно. Но стать более чутким в силах каждого. Человечество не выживет без взаимопомощи.

Как болезненная эмоциональность, так и холодный расчет – одинаково тревожные симптомы. Добиться гармонии между рациональным мышлением и душевной теплотой непросто, но это самая эффективная поведенческая стратегия в современном обществе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *