Латинское слово «перцепция», или восприятие по-русски, означает процесс чувственного познания объектов внешнего мира или происходящих в нем событий. Механизмы создания сенсорных образов в голове человека интересовали еще античных мыслителей.

Сегодня проблемы корректного получения и оптимизации чувственной информации изучаются не только философами и психологами. Свой вклад в эту область знаний вносят и другие исследователи: физиологи, социологи, педагоги, кибернетики, деятели искусства, спортивные менеджеры.

Факторы перцепции как восприятия реальности

Формирование перцептивного образа, его качество зависит от множества факторов. Их разделяют на внутренние и внешние. К первым относятся:

  • мотивация, определяемая потребностями или акцентуализацией субъекта;
  • установка, то есть настроенность на ощущения, пережитые ранее при аналогичных обстоятельствах;
  • опыт – ожидание того, что уже было в прошлом;
  • личностные особенности воспринимающего, к примеру, позитивный или негативный эмоциональный окрас впечатлений зависит от того, кем является человек по натуре – оптимистом или пессимистом;
  • Я-концепция, то есть познание окружающего мира сквозь призму понимания собственного «Я».

Факторами перцепции внешнего ряда являются: новизна, узнаваемость, повторяемость, масштаб, интенсивность, контрастность, динамика воспринимаемых образов.

Социальная перцепция

Умение правильно воспринимать и оценивать себя и окружающих является ключом к успеху человека как социального существа. К такому выводу в 1947 году пришел профессор Гарвардского университета Дж. Брунер, посвятивший себя изучению психологии познания. Он и является автором термина «социальная перцепция». Труды Брунера пролили новый свет на проблемы и задачи человеческого восприятия.

Характер, прочность и продолжительность межличностных отношений, по мнению американского психолога, целиком зависят от восприятия контактерами друг друга. Огромную роль здесь играет первое впечатление о визави, которое возникает на основе оценки его внешности.

В результате шапочного знакомства формируется отношение к человеку и делаются прогнозы по поводу его личностных качеств. Затем наступает черед анализирования поступков нового партнера. В итоге складывается целостное представление о человеке и его предполагаемых поведенческих реакциях.

Ошибки первого впечатления

Социальная перцепция – это всегда оценочная и прогнозируемая деятельность. Решительное значение при этом имеет первое впечатление. На его формирование оказывают особое влияние 3 фактора:

  1. Явное превосходство незнакомца в чем-либо. Такой человек автоматически оценивается выше и по другим параметрам. К примеру, неуверенный в своих физических способностях «ботаник» склонен идеализировать личность приятеля-бодибилдера.
  2. Привлекательность. Людям с замечательными внешними данными больше доверяют, ожидая от них таких же замечательных действий. Нередко подобная переоценка приводит к разочарованиям.
  3. Отношение со стороны оцениваемой личности. Как правило, люди лучшего мнения о тех, кто одобряет их поведение, разделяет их взгляды и вообще хорошо к ним относится. Данная ошибка перцепции высмеяна в басне И. Крылова про хвалящих друг друга Петуха и Кукушку.

Механизмы перцепции

Для более глубокого понимания процесса восприятия необходимо знакомство с особенностями его функционирования. Различают несколько механизмов перцепции:

  1. Стереотипизация – закрепление в сознании шаблонных представлений о тех или иных людях, событиях, явлениях, ситуациях. Использование данного механизма ведет к примитивизму в оценках людей. Нельзя ведь считать всех немцев педантами, всех военных – грубиянами, всех красавцев – нарциссами.
  2. Идентификация – сопоставление собственного склада психики с внутренним миром коммуникатора. Попытки отождествления себя с собеседником часто вводят в заблуждение, что подтверждается народной мудростью о том, что чужая душа – потемки.
  3. Эмпатия – понимание партнера путем эмоциональной сонастройки с ним и моральной его поддержки. Сформированность данного механизма – залог успеха в психотерапевтической, педагогической и врачебной практиках.
  4. Рефлексия – познание собственной личности в процессе коммуникации благодаря способности посмотреть на себя со стороны – глазами другого человека.
  5. Аттракция – постижение внутреннего микрокосмоса партнера на основе стойкой к нему привязанности. Этот механизм – проводник к эмоционально насыщенным состояниям и взаимоотношениям: симпатии, любви, дружбе.
  6. Каузальная атрибуция – попытки спрогнозировать чужие чувства и поведение по аналогии со своими переживаниями и поступками. Произвольное приписывание кому-то своих мотивов, желаний, свойств характера свидетельствует о поверхностном понимании окружающих.

Выбор механизма перцепции зависит от возраста, социального статуса, уровня культуры, образования, профессиональных и личностных особенностей контактеров. Маленькие дети, как и инфантильные взрослые, воспринимают людей по их внешним данным. Для них важна атрибутика одежды, стиль прически. Иначе оценивают учеников педагоги, обращающие внимание на поведение подопечных.

Как избежать ошибок перцепции?

Исследователи пришли к выводу, что при первом взгляде на незнакомого человека мы оцениваем его в такой последовательности:

  • прическа;
  • глаза;
  • выражение лица.

Д. Карнеги советовал ежедневно заниматься упражнениями перед зеркалом, помогающими научиться управлять своими мимическими мышцами. Щедрая и открытая улыбка поможет заручиться дружеским расположением окружающих с первой минуты знакомства.

Научиться читать основные эмоции другого человека позволит овладение методом Экмана. Он знакомит с мимическими проявлениями основных эмоциональных состояний: радости, грусти, страха, удивления, отвращения, гнева. Данная техника прочно вошла в практику психотерапевтов.

Овладение навыками перцепции – полезнейшее из искусств в жизни человека. Оно ведет к эффективному взаимодействию с другими людьми и пониманию себя самого.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *