Полноценное общение родителей с детьми в большинстве семей является чем-то вроде fata-morgana. Все о нем более или менее наслышаны, а применить на практике могут единицы. Между тем, психологи уверяют: установление психологического контакта с детьми играет ту же роль для их здоровья, что и качественное питание.
К. Роджерс о порядке общения с ребенком
В середине ХХ века американский психолог и педагог К. Роджерс, работая с «трудными» детьми, пришел к выводу: большинство из них имели родителей, которые в детстве часто конфликтовали со своими «предками».
По мнению Роджерса, подобное общение ребенка с взрослыми не проходит даром. Оно закрепляется в его подсознании и впоследствии воспроизводится в отношениях с собственными детьми.
В результате своих наблюдений Роджерс выдвинул концепцию, которая вошла в учебники как «личностно центрированное воспитание». Исследователь выразил принципиально новый, гуманистический, взгляд на порядок общения с ребенком.
Суть его в необходимости постижения нужд, интересов и желаний маленького человека, понимания законов его личностного роста. Без этого воспитание сводится к дрессуре, в результате чего воспитуемому грозит судьба неблагополучного субъекта, обремененного массой комплексов.
Основные правила в общении родителей с детьми
Принятие ребенка без всяких «если»
Осознание своей нужности – базовая потребность любого человека. Для малыша – это фундаментальный фактор успешного развития. Поэтому родителям нежелательно устанавливать с ребенком условно-оценочные отношения: «Станешь отличником – начну тобой гордиться», «Изменишь прическу – сфотографируемся вместе», «Будь умницей – порадуй мать».
Такими заявлениями можно добиться только одного: чадо вообще перестанет слушаться. Не получая подтверждения безусловной родительской любви, ребенок просто утратит интерес ко всему на свете.
На самом деле ему нужно слышать совсем другие слова: «Как здорово, что ты есть», «Как замечательно, что у нас родился именно ты», «Как мне с тобой хорошо». Желательно, чтобы подобные признания сопровождались одобрительным взглядом, ласковым прикосновением, крепкими объятиями.
Это вовсе не «телячьи нежности». По словам семейного психотерапевта В. Сатир, для банального выживания малыша требуется ежедневно не менее четырех объятий, а для его нормального самочувствия – как минимум восемь.
Недовольство в сочетании с одобрением
Свое неудовлетворение родитель может выразить, соблюдая три «ограничителя»:
- осуждать следует не ребенка, а его поступки;
- критиковать позволительно не чувства, а действия малыша;
- нельзя пребывать систематически в негативном настрое.
- Любые замечания нужно делать спокойным тоном, не позволяющим усомниться в общем одобрительном отношении.
Поддержка как стимул к развитию
Когда ребенок чем-то занят и не нуждается в помощи старших – лучше ему не мешать. Назойливость родителей в таких случаях вызывает резко негативные эмоции у маленького «самоделкина». Можно просто сказать ему несколько воодушевляющих слов: «Я знаю: это для тебя не проблема!» или «Это дело тебе наверняка по плечу!».
Однако бывает и так, что малыш не в силах достичь успеха в одиночку. Тогда ему как воздух нужны слова взрослого: «Давай сделаем это вместе!». В такой ситуации ребенку никак нельзя отказать в помощи. Ведь речь идет о новых достижениях на пути развития личности.
К примеру, первоклассник способен уже застелить постель, умыться, одеться, а вот со сбором портфеля у него пока возникают трудности. В этом случае общение ребенка с взрослым, откликнувшимся на просьбу «Давай вместе!» и прививающим ему навык самоорганизации, можно рассматривать как путешествие в зону ближайшего развития малыша.
Отношения на равных – вместо авторитаризма
Директивы и указания, считающиеся нормой в мире взрослых, воспринимаются малышом как нонсенс. Ребенок готов только к дружеским отношениям. Всеми фибрами души он не приемлет попыток командовать им.
Чтобы избежать споров, капризов, истерик, психологи советуют воспользоваться тактикой «невербальных инструкций». Речь идет о картинках, напоминающих ребенку о важных делах. Так, вместо словесных перепалок, можно оставить в детской комнате плакат, изображающий вещи, которые рекомендуется надеть в ветреную погоду.
Подобные указатели – отличная замена назиданиям. Следуя им, ребенок действует как бы самостоятельно, без принуждения, а потому – с энтузиазмом.
Если подкуп, то только любовью
Общение родителей с детьми иногда приобретает рыночный характер. Не желающего работать или учиться недоросля взрослые решают заинтересовать материально. Они поощряют наследника деньгами, развлечениями, модной одеждой или продвинутыми гаджетами.
Неэффективность этого пути очевидна. Аппетиты ребенка будут расти, а, вместе с ними, будет убывать желание делать что-либо просто так. Между тем, развитие личности происходит лишь при условии интереса к делу, выбранному по собственному желанию.
Сила эмпатии – вместо принуждения
Родители должны проникнуться интересами ребенка и, если не разделить их, то хотя бы избежать оценок и комментариев. От этого зависит успех не только взаимопонимания, но и всего воспитательного процесса. Обсуждение увлечений ребенка позволит передать ему жизненные наблюдения, знания, убеждения взрослого человека.
Знакомство с бременем ответственности
Чадо должно привыкать расплачиваться за собственные ошибки и приобретать негативный опыт, встречаясь с последствиями своих проступков. Так дитя будет взрослеть, то есть становиться человеком ответственным. Унять свою тревогу, набраться терпения и помочь ему в этом – долг сознательных родителей.
Напутствие папам и мамам
Следуя этим правилам, вы обязательно добьетесь результата. Возможно, не так скоро, как хотелось бы. Но посеянные вами семена не пропадут: они обязательно пойдут в рост. При этом помните: при любом стиле общения ваш ребенок будет похож на вас, так что воспитывайте не только его, но и себя.