Психология общения с людьми – это двойственный процесс: с одной стороны – самовыражение, с другой – постижение реальности другого человека. Такое взаимодействие может быть приятным и продуктивным только в том случае, если оба собеседника – целостные личности. Иначе они будут говорить на разных языках.
К сожалению, второй сценарий общения гораздо чаще встречается в жизни. На каждом шагу мы наблюдаем контактеров, обреченных на эффект «испорченного телефона». Такое дисгармоничное общение не дает ни радости, ни энергетической подпитки, ни взаимопонимания, ни полезной информации. А ведь без всего этого оно вообще не имеет смысла.
Выходит, мы не умеем пользоваться шикарным инструментом, который нам вручила природа. А значит, разговор о проблемах общения, о том, как сделать его живым, насыщенным и полноценным, будет полезен для большинства из нас.
Психология общения с людьми: причины дисгармонии
Атмосфера благоприятной коммуникации нуждается в своей атрибутике. Ее отсутствие делает разговор натянутым и взаимно тягостным. Речь идет о нарушении множества обязательных условий гармоничного общения:
- обоюдной самостоятельности: один из собеседников, желая казаться «душкой», подавляет свою инициативу и «растворяется» в другом;
- толерантности: один оппонент – зачастую под впечатлением старой обиды – намеренно лезет в бутылку, нарываясь на грубость;
- комфорта: неумение расслабиться одного или обоих собеседников вызывает ощущение неловкости и отстраненности;
- выражения эмоциональной сферы: скованность и зажатость не дает говорить по душам и получать удовольствие от беседы;
- гуманного отношения к собеседнику: игнорирование его личности, отсутствия уважения вносит в общение нотки плохо замаскированного потребительства или открытого хамства;
- интереса: искусство общения с людьми предполагает акцентирование внимания на собеседнике – без этого у него пропадает желание говорить;
- искренности: закрытость – враг сонастройки в любом разговоре, без доверительности заходит в тупик деловое общение и чахнет личная беседа;
- принятия другого человека: немногие способны, оставаясь собой, смириться с уникальностью личности собеседника;
- взаимодополнения: не находя в оппоненте особых преимуществ, невозможно «усилить» себя, позаимствовав у него нечто ценное, подкрепив свои слабые стороны;
- сочетаемости: без ощущения в собеседнике «своего» человека, схожего на глубинном уровне, невозможно добиться с ним состыковки.
В результате перечисленных диссонансов, люди не достигают целей коммуникативного акта. Возникает ощущение неудовлетворенности, чувства одиночества и потерянного времени.
Правила общения с людьми
Сегодня на многих психологических тренингах учат речевым приемам влияния на собеседника, подчинения его своей воле. Однако подобные советы не помогут наладить контакты. Это все равно что порекомендовать потному и грязному человеку воспользоваться французским парфюмом.
Взаимодействие зрелых личностей базируется не на подчинении «сильному» «слабого», а на установлении гармонических отношений, приносящих удовлетворение обеим сторонам. Добиться этого позволят правила общения с людьми, основанные на глобальной коррекции собственного поведения.
Для лучшего усвоения сформулируем их в форме заповедей:
1. Не игнорируйте себя, не будьте «завязанными» на собеседнике, блюдите свою целостность и независимость в любом разговоре.
2. Не выдвигайте в качестве самоцели претензии к собеседнику, не вспоминайте былых обид – это путь к новой конфронтации.
3. Не поддавайтесь ложной скромности: она гасит ваши эмоции.
4. Не пренебрегайте временем и настроением собеседника.
5. Не сосредотачивайтесь на плохих чертах вашего речевого партнера, потрудитесь найти в нем нечто достойное уважения и вашего интереса.
6. Не вживайтесь в несвойственные вам роли, не скрывайтесь под чужими масками, будьте в общении самими собой.
7. Не отвергайте контактера только потому, что он не такой, как вы, уважайте его самость, цените его индивидуальность.
8. Не отказывайтесь от взаимодополняющего общения с людьми, имеющими сильные стороны, которых нет у вас.
9. Не пытайтесь сблизиться с личностями, абсолютно чужеродными вам по характеру и энергетике.
10. Не бойтесь взять таймаут в процессе общения: если вы не на радиопередаче, вы имеете полное право побеспокоиться о своем комфорте и сделать небольшую паузу.
Страх общения с людьми
Некоторые индивиды испытывают непреодолимый страх от одной мысли о необходимости речевого контакта. Почему так происходит? Как показывает психологическая практика, боязнь общения хотя бы раз сковывала каждого человека. Даже самые отпетые экстраверты иной раз смущаются перед своими собеседниками.
Причин таких осечек может быть несколько. Вот основные из них:
1. Негативный опыт общения
Человек мог стать жертвой злой шутки в прошлом. Из-за этого у него каждый раз возникает рефлекс отторжения при необходимости завязать или поддержать разговор.
2. Низкая самооценка
Постоянная критика способна посеять в душе индивида зерна неуверенности. В результате он убеждается в том, что отличается от других не в самую лучшую сторону, и замыкается в себе.
3. Социофобия
Некоторые люди испытывают проблемы в общении потому, что избегают общества. Разумеется, отсутствие разговорной практики не может способствовать социальному развитию личности.
Реально ли избавиться от страха общения с людьми? Нет ничего невозможного. Если человек очистит свое подсознание от громоздкого хлама предубеждений и стереотипов, он вполне может наладить коммуникативные отношения с окружающими и стать приятным собеседником.
Искусство общения с людьми как способ выживания
Как справедливо заметил один остряк, главный недостаток современного общения состоит в отсутствии общения. Человек живет в социуме, и для лучшей адаптации ему регулярно необходимо вступать в контакт с людьми
Плодотворное общение – это не только занятная беседа. Это также решение важных жизненных задач. Коммуникативные акты помогают нам приобрести полезные связи, получить ценные сведения, обменяться энергетикой, обсудить идеи, добиться любви и внимания. Поэтому так важно, чтобы общение было эффективным и оправдывало возложенные на него надежды.