Простыми словами когнитивный диссонанс – это невозможность совместить новую информацию с уже имеющейся. Разговорными синонимами этого замысловатого выражения являются: разрыв шаблона, кариес мозга, перелом ума.

Авторство термина «cognition dissonance», буквально обозначающего «конфликт знаний», приписывают австрийскому психологу Ф. Хайдеру. Его американский коллега Л. Фестингер стал исследователем когнитивного диссонанса как психологического явления. А плотным вхождением в обиходную русскую речь данное словосочетание обязано популярному писателю В. Пелевину.

Теория когнитивного диссонанса

В 1957 году эксперт в области корректирования мышления Леон Фестингер сделал открытие: людям свойственно стремиться к внутренней гармонии, поэтому каждый индивид выстраивает в голове стройную систему знаний и мнений.

Когда на смену установившейся когнитивной идиллии приходит диссонанс идей, человек ощущает дискомфорт и обязательно постарается вернуть нарушенную согласованность. При этом он выберет одну из трех стратегий:

  • отрегулирует поведение в соответствии с поступившей информацией;
  • дополнит картину убеждений новыми оправданиями прежних поступков;
  • начнет избирательно относиться к новым данным, то есть попросту игнорировать их.

Ученый иллюстрировал все три стратегические линии примером, ставшим хрестоматийным в психологии. Курящему человеку известно, что табак – зло, но от вредной привычки он не отказывается. Получается, между его знаниями и поведением возникает конфликт. Сгладить это противоречие он попытается одним из трех способов:

  • исправится, то есть прекратит курить;
  • внушит себе, что табак злом не является и что пагубное влияние его явно преувеличено;
  • перестанет придавать значение информации о вреде курения.

Когнитивный диссонанс и реальность

Теоретически упомянутое явление должно стимулировать людей к развитию, активизировать процесс познания. Встречаясь с новыми сведениями, мы должны бы как минимум убедиться в их истинности, а как максимум обогатить ими свой багаж знаний, чтобы изменить к лучшему свое поведение.

На практике подобные мыслительные операции проделывают единицы. В головах у подавляющего большинства людей, привыкших к стереотипам, процесс познания в результате когнитивного диссонанса затухает на стадии дискомфорта. Причин тому несколько:

  • отсутствие любознательности, интеллектуальная апатия, когда человеку все равно – так или эдак;
  • конформизм, когда думают одно, а вслух высказывают другое – то, что положено в социуме;
  • предубеждения, заставляющие относиться к фактам с пристрастием;
  • ангажированность, побуждающая нарочно подтасовывать данные, чем страдают многие современные СМИ;
  • боязнь смотреть в глаза суровой правде, замена ее успокоительной ложью.

В результате мировоззрение 95 % населения представляет собой стройный свод заблуждений, шаблонов и заезженных истин. Недалеким субъектам это позволяет приобрести неадекватно высокую самооценку.

Примеры когнитивного диссонанса:

  • миллионер в рванье и на дешевой машине и бедняк, на последние деньги покупающий дорогое тряпье, – образы, приведенные в романе В. Пелевина «Generation P» для иллюстрации когнитивного диссонанса;
  • клетка со львом и надписью «Буйвол» – данную фигуру речи использовал писатель М. Веллер, чтобы показать алогичность действий политиков;
  • «Живой труп» (Л.Толстой), «Горячий снег» (Ю.Бондарев), «Мертвые души» (Н.Гоголь) и многие другие названия художественных произведений, представляющие собой оксимороны;
  • Старый Новый год – название праздника, с которым часто имеют хлопоты переводчики;
  • слово caucasian (кавказец) является в английском языке синонимом слова white (белый), что «разрывает мозг» англоязычному населению;
  • яблоко-груша;
  • варенье из шишек;
  • отрицательное качение головой болгар при слове «да».

Эксперимент Магритт

В 1929 году художник-сюрреалист, автор остроумных картин Рене Магритт представил публике свое новое полотно. На нем была изображена в совершенно реалистичной манере курительная трубка. Однако картина была подписана «Не трубка».

Так художник попытался обратить внимание посетителей выставки на то, что изображение предмета и сам предмет не есть одно и то же. Путаница данных понятий зачастую приводит к когнитивному диссонансу, на что прозрачно намекало второе название «Коварство образа». Увы, остроумие художника не дошло до масс: они потребовали заменить название на стандартное и понятное: «Трубка».

Причины, порождающие когнитивный диссонанс:

  • логическая нестыковка двух понятий;
  • несоответствие настоящей ситуации прошлому опыту;
  • незнание менталитета другого народа;
  • высказывание собственного мнения, идущего вразрез с точкой зрения большинства.

Можно ли недооценивать когнитивный диссонанс?

Несмотря на то, что понятийные конфликты порождают множество шуток – собственно на них и основан юмор – они дают повод для серьезных размышлений.

К примеру, принятие инновационных бизнес-решений часто требует отказа от шаблонных подходов. Для этого нужно преодолеть «ножницы» между новыми действиями и традиционным мышлением. На такие меры отваживаются немногие, но именно на них держится высокотехнологичный риск-менеджмент.

То же можно сказать и о разрешении внутриличностных конфликтов. Зацикливание на допотопных знаниях, узколобое оправдание собственных ошибок и отвержение чуждых воззрений – такая позиция малоэффективна для полноценной гармоничной жизни.

Необходимо принимать когнитивный диссонанс как данность. Это поможет ежедневно преодолевать инерцию ветхих убеждений, наполняясь новыми знаниями о себе и о мире.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *