Формирование личности в психологии

formirovanielicinostiОднозначного мнения по поводу того, что влияет на формирование личности, в психологии нет. При этом очевидно и неоспоримо одно: Платонами и Ньютонами не рождаются – ими становятся. А вопрос, какой из факторов – генетический, физиологический, социальный – играет решающую роль в организации личности, пока остается проблематичным.

 Формирование личности в психологии: зарубежные теории

Среди иностранных специалистов в области человековедения нет единодушия по поводу механизма становления индивидуальности. В основе разногласий лежит вариативное толкование значения социума в процессе личностного роста, а также законов, кризисов, стадий и стимулов развития.

1. Психоаналитическая концепция

Адепты психоанализа представляют развитие как приспособление биологической сущности человека к общественной жизни. В процессе такой адаптации у субъекта вырабатываются различные предохранительные механизмы и методы достижения жизненных нужд.

2. Теория черт

С точки зрения этого учения, формирование личности в психологии – это возникновение в течение жизни различных качеств человека без участия в этом биологического фактора. Речь идет как о приобретении индивидом человеческих черт, так и об их укоренении.

3. Концепция социального научения

Процесс формирования личности – это конструирование неких методов интерактивного взаимодействия членов общества.

4. Гуманистическая теория

Становление человеческого "Я" – не что иное, как процесс максимального выражения и утверждения индивидуальности, достижение самоcти как основополагающей цели в жизни.

5. Эго-концепция Эрика Эриксона

Американский ученый, последователь Фрейда, представил формирование личности в психологии как лестницу с восемью ступенями. По его мнению, основной «пружиной» продвижения по ней является эпигенетический, то есть наследственный, принцип. Он и определяет развитие человека на каждой из восьми ступеней его жизненного пути.

Эриксон описал критические периоды психосоциального роста, указав присущие им эволюционные задачи.

I. Рождение – первые 12 месяцев. В результате разрешения конфликта «базальное доверие – недоверие» возникает надежда.
II. 1-3 года. Победа самостоятельности над сомнением и стыдливостью, основной трофей – сила воли

Читайте также:  Личность и внутренний стержень

III. 4-6 лет. Преодоление чувства вины предприимчивостью рождает цель в жизни.

IV. 7-12 лет. Конфронтация трудолюбия и неполноценности дает результат в виде компетентности

V. 13-19 лет. Самотождественное «Я», одерживая верх над смешением ролей, конформизмом и посредственностью, получает достойную награду – верность.

VI. 21-25 лет. Психологическая изоляция уступает место близости, и личность приобретает любовь.

VII. 36-64 года. На смену самопогруженности приходит время продуктивности, посвящения себя воспитанию потомства – возникает забота

VIII. 65 лет – финал жизни. Приобретение цельности своего «Я» в противовес отчаянию – пора истинной зрелости и мудрости.

Таким образом, формирование личности в психологии Эриксона – это череда поворотных моментов в жизни индивида. Каждый раз, делая шаг вперед по эволюционной лестнице, человек внутренне преображается и коренным образом меняет свои взаимоотношения с другими людьми.

В итоге на каждой стадии психосоциального роста происходит радикальное обновление личности, закрепляющееся на всю жизнь. Приобретаемые на следующем этапе черты обусловлены качествами, возникающими на предыдущей вехе развития.

Формирование личности в психологии: отечественная концепция

По мнению советских психологов, с самого рождения на человека действуют два фактора: социализация и воспитание. Семья – источник приобретения первых навыков поведения в обществе. Затем эстафета передается воспитательным учреждениям. Так, попадая с первых дней жизни в общественный «котел», человек превращается в социальное существо.

Современные отечественные ученые далеки от рассмотрения социализации как механического перенимания чужого опыта. Переработка и усвоение знаний, полученных от наставников, - процесс личностного их осмысления. Его результат зависит от приоритетов и целеустановок конкретного индивида.

Тождественные социальные среды – одна семья или школа – формируют совершенно разных людей. Из одинаковых жизненных тупиков они будут искать разные выходы. Так, одного человека сцена насилия заставит записаться в секцию по карате, чтобы овладеть приемами самообороны. Другой поступит на юрфак: наряду с проблемой, как побороть страх, его будет волновать вопрос, как победить бандитизм.

Читайте также:  Амбиции в жизни человека

Помимо официальных образовательно-воспитательных учреждений, существенную роль в социализации играют неформальные организации, к примеру, клубы по интересам или интернет-сообщества, возникающие в ходе завязывания виртуальных отношений. Здесь социализация носит стихийный характер. Исход вращения подростка в таких «тусовочных» кругах всегда непредсказуем.

Другое дело – школа. Здесь учитель, представляющий государство, определяет и цели, и средства, и сроки воздействия на подрастающее поколение. Результаты такой регулируемой социализации во многом зависят от личности и мастерства педагога. Личный пример – основа воспитания. Он действует посильнее самых правильных слов.

Индивидуализация и / или социализация?

Вопрос формирования личности в психологии неоднократно порождал данную дилемму. Одних ученых волнует, не становится ли помехой социализация на пути реализации творческого потенциала человека? Другие считают индивидуализацию отдельных субъектов опасной для общества в целом.

По мнению российского психолога Артура Реана, рассматривать социализацию как процесс нивелирования личности, – глубокое заблуждение. Напротив, в процессе общественной адаптации раскрываются личностные черты. Индивидуальность и социальная среда, соприкасаясь, обогащают друг друга. Такое эффективное взаимодействие длится от начала и до конца жизни человека.

В процессе социализации происходит инкультурация индивида – овладение им плодами цивилизации, общечеловеческими культурными ценностями. Этот процесс смежен с самоактуализацией индивида, в ходе которой возникает потребность в мотивации личностного роста и выкристаллизовывается чувство индивидуальной ответственности.

Успех развития личности во многом зависит от жизнеопределяющих воззрений субъекта. Этот остов характера зачастую определяет всю судьбу человека.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *