Земная цивилизация наглядно демонстрирует неразрывность триединства “человек, общество, природа”.  Первые два звена этой цепочки приобретают свои характерные свойства только в процессе изменения третьего.

 

 

Деятельное и разумное существо, человек постоянно преобразует природу. Причем усилия его направлены не только на внешнюю среду, но и заключающуюся внутри него  — задатки, способности, потенции. Изменяя мир, он улучшает себя, и наоборот.

Общество в жизни человека

Испокон веков homo идентифицировал себя как неотъемлемую часть некой коллективной силы: племени, семьи, национальной общности. Для эллинов изгнание из родного города было равносильно смертной казни. Аристотель определял людей как “социальных животных”, Маркс — как “продукты общества”.

Правда, слияние человека с социальной средой грозит подавлением индивидуальности. Отсюда между ними постоянная конфронтация, иногда переходящая во вражду. И все же общество — это совокупность отношений между людьми, а каждый отдельный человек — представитель своего социума.

Роль человека в обществе

Вознесение личности над себе подобными — путь к культу индивидуализма, вождизму.

Данное явление, по словам Гегеля, гораздо хуже монархии, где испытывают уважение хотя бы к одной личности. При вождизме исчезает само представление о человеческом достоинстве.

Культ личности развращает и унижает всех. Обожествляемая персона воспринимает знаки подобострастия как норму и позволяет проявляться самым чудовищным свойствам своей натуры.

Целиком зависящие от прихотей первого лица члены общества тоже становятся извращенцами. Отказываясь пользоваться здравым рассудком, они предпочитают ему такие ухищрения, как хамелеонство, пресмыкательство, доносительство.

 

 

Роль общества в жизни человека

Социум не должен всецело довлеть над своими членами. Иначе возникает такая противоестественная форма общественной жизни как тоталитаризм. В этом случае для всех прописываются единые правила, уклонение от которых жестоко карается. Люди превращаются в “колесики” и “винтики” социальной машины, равнодушной к их личным потребностям.

Как показывает практика, подобная система легко трансформируется в репрессивный механизм. XX век явил миру такие антигуманные режимы как казарменный коммунизм и фашизм. В странах третьего мира отдельные милитаризированные группировки нередко узурпируют власть, держа в страхе все население.

Человека создает общество

Приведенные выше соотношения социума и отдельной личности не могут считаться оправданными. Для нормального развития обеих этих сил, существующих на одной территории и тесно контактирующих, каждая их них должна иметь свою нишу.

В таком случае влияние общества на человека будет выражаться в следующем:

  • накоплении, сохранении и передаче добытого предшественниками опыта: как коллективного, так и индивидуального;
  • создании условий для максимального использования потенций каждой личности;
  • постановке перед членами коллектива мотивирующих задач и целей;
  • культивировании сверхсложных видов творческой активности: науки, искусства, IT-технологий, экологической деятельности;
  • создании разнообразных коммуникативных средств для трансляции интеллектуальных посылов;
  • формировании стандартных форм культурного поведения.

При этом нужно понимать: постигают, творят, чувствуют не абстрактные единицы, а живые люди. Они являются носителями коллективной мысли и деятельности. Общество служит им естественной средой. Они слиты воедино, как магдебургские полушария, и  нужны друг другу, как водная стихия своим обитателям.

Классы людей в обществе

Объединения людей никогда не были однородными. По материальному положению, образованию, роду занятий всегда было разделение на  два основных класса:

  • правящий (высший), состоящий из богатых, образованных, свободных личностей: рабовладельцев / феодалов / помещиков / капиталистов;
  • подчиненный (низший), представленный бедными, малограмотными, зависимыми людьми: рабами / крепостными крестьянами / наемными рабочими.

Существовали также социальные прослойки, составлявшие средний класс: ремесленники, интеллигенция, служащие. Во все времена было и так называемое социальное “дно”, представителями которого считались деклассированные субъекты: нищие, бездомные, криминалитет.

Недавно сайт компании BBC провел социальное исследование постиндустриального общества. Респондентов — 161 000 жителей Великобритании — ранжировали по следующим критериям:

  • экономическому положению: уровню дохода, недвижимому имуществу, накоплениям;
  • социальному статусу: кругу общения, связям;
  • культурному развитию (приоритетам, способам досуга).

Онлайн-эксперимент выявил 7 классов:

  1. Элита — малочисленная группа привилегированных личностей, существенно превзошедших остальных респондентов по всем показателям.
  2. Состоятельный средний класс — основная масса опрошенных (25%), достаточно обеспеченных и культурных.
  3. Техническая интеллигенция — малочисленная изолированная от других группа с высоким уровнем материального благосостояния и игнорированием культурных ценностей.
  4. Наемные работники — достаточно обеспеченные люди, интересующиеся общественной и культурной жизнью.
  5. Рабочий класс (14%) — группа, показавшая низкие показатели по всем направлениям, но социально вовлеченная.
  6. Работники сферы услуг — люди бедные, но активные в социальном и культурном плане.
  7. Нестабильный пролетариат, или «прекариат», — наиболее незащищенный и бедный класс, отстраненный от культурного капитала и социальных лифтов.

Исследование показало, что разделение на “сливки” общества и его “низы” по-прежнему существует. Но в то же время онлайн-эксперимент продемонстрировал существенную размытость прослойки “средняков”. Были выявлены и только появившиеся “новички” — сервисные работники и “технари”.

Социальное общество людей

При неоспоримой значимости исторических персон, определяющей силой в развитии человеческой цивилизации всегда было общество. Но общественный прогресс неизбежно выдвигает на первый план человека. В развитых — самоорганизующихся — социальных системах все зависит от него и замыкается на нем.

Это объясняется колоссальным ростом возможностей отдельной личности. По сути от одного человека сегодня может зависеть судьба всего мира. К тому же, усложнение социального устройства предоставляет человеку больше свободы в своих поступках и выборе.

Каждый из нас создает свою среду и влияет на нее. Общаясь с кем-то случайно или по необходимости, выбирая контактера из своего или чужого окружения, мы оказываем влияние на все общество в целом. Каждый индивид — одновременно является объектом и субъектом социального воздействия. Так что не стоит ни преуменьшать, ни преувеличивать роль “ячеек” современного социума.

Все мы вовлечены в сложный лабиринт взаимосвязей с окружающими людьми. В результате наши действия приобретают социальный характер, то есть несут на себе отпечаток общественных норм.

Может ли жить человек вне общества?

При ответе на этот вопрос сразу вспоминаются дети-маугли, волею судьбы отлученные от людского сообщества и воспитанные зверями. Они не способны обучиться не то что речи, а элементарным человеческим навыкам: прямохождению или держанию ложки в руке.

В то же время история знает немало примеров, когда относительная дистанцированность от общественной среды способствовала:

  • углублению в самопознание (Дж. Сэлинджер уединился в собственном особняке в возрасте 46 лет, прожив так до 91 года, занимаясь духовными практиками);
  • созданию глубокомысленных книг (“Изречения отцов” — плод деятельности  монахов-пустынников V века);
  • научным открытиям (математик-аскет Перельман, доказавший гипотезу Пуанкаре и отказавшийся от всех премий).

Человеку иногда полезно пожить без людей, чтобы о многом подумать, многое осознать. Это верный способ выкристаллизовать свою самодостаточность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *