Цели общения

Цели общенияЦель общения людей стала объектом пристального психологического исследования только в прошлом веке. Выяснилось, что общение так же, как стремление к самосовершенствованию, – фундаментальная потребность homo. Тогда-то к научным определениям человека – sapiens (разумный) и habilis (умелый) – добавилось communicans, то есть общающийся.

Содержание, цели и задачи общения

Общение людей – это не просто обмен различного рода информацией. Это основа человеческого бытия. Завязывание межличностных контактов помогает отдельным индивидам полноценно развиваться, достигать вершин личностного роста, сохранять телесное и душевное здоровье, познавать себя, понимать других, влиять на окружающих и взаимодействовать с ними.

Транслируемая в процессе общения информация – она и есть его содержание – подразделяется на несколько видов:

  • материальную – продукты и орудия труда;
  • познавательную – научные и эмпирические сведения;
  • активную – манипуляции, умения и навыки;
  • кондиционную – телесные и душевные состояния;
  • побудительную – интересы, потребности, мотивы.

Цели общения людей отличаются большим разнообразием, так как зависят от той или иной человеческой потребности. Среди них выделяют:

  • социальные – укрепление связей между членами группы или социума;
  • культурные – взаимообогащение достижениями культуры;
  • гносеологические – обмен научными знаниями;
  • творческие – передача авторских, качественно новых наработок;
  • эстетические – взаимодействие средств, форм и приемов искусства;
  • этические – взаимообмен нравственными ценностями;
  • интеллектуальные – приобщение к опыту, помогающему достичь нового уровня сознания;
  • биологические – приобретение доступа к средствам выживания: продуктами питания, жилью, медикаментам;
  • личностные – взаимообмен опытом, мыслями и переживаниями с интересным собеседником, получение наслаждения от контакта с ним.

Цели общения людей как уникального биостимулятора их духовной и производственной деятельности неразрывно связаны с коммуникативными задачами. Назовем основные из них:

Аффективная – регулирование эмоциональной сферы участников общения: взаимное усиление эмоциональных состояний или ослабление, сближение или поляризация.

Читайте также:  О чем говорить с парнем?

Информационная – формирование образа чувств и мыслей собеседников.

Регуляционная – координирование и коррекция мотивов, интересов и поступков взаимодействующих людей, их взаимное стимулирование.

Количество людей, чья профессиональная карьера напрямую зависит от умения налаживать контакты, постоянно растет. Первый долларовый миллионер Джон Рокфеллер, хорошо понимавший цели и задачи общения в современном мире, выражал готовность платить за коммуникативные навыки более высокую цену, нежели за любой товар.

Цели делового общения

Упорядочивание и улучшение деятельности – коммерческой, научной, социальной, производственной, – достижение выгодного результата для всех ее участников и есть основная цель делового общения. По содержанию оно может быть дисциплинарным или информативным.

Каждый из переговорщиков при этом ставит перед собой следующие задачи:

  • укрепление сотрудничества с партнерами, сглаживание либо недопущение разногласий между ними;
  • повышение доверия и взаимопонимания;
  • достижение полноценного взаимодействия, его координации и гармонизации;
  • распределение фронтов работы или сфер влияния;
  • соблюдение «кодекса чести», то есть норм поведения, принятых в данной среде.

Продуктивное деловое общение не только условие эффективного развития предприятия. Оно является и основой успешности отдельной личности. В процессе деловой коммуникации формируются такие ценные личные качества:

  • умение убедительно говорить и внимательно слушать собеседника;
  • настойчивость и деликатность;
  • способность подчинять и уступать ради интересов фирмы.

Для достижения цели делового общения его участники должны выполнять ряд специфических требований:

  • соблюдать необходимые инструкции, установки внутреннего распорядка, правовые и социальные нормы;
  • не отступать от этики делового контактирования в рамках должностных ролей, предусматривающих регламентированный круг обязанностей и прав;
  • одинаково взаимодействовать с партнерами, независимо от собственных пристрастий;
  • письменно или посредством звукозаписывающего устройства фиксировать важную информацию в ходе встречи;
  • мотивировать и поощрять участников переговорного процесса на достижение продуктивного результата;
  • избегать конфликтов как между сторонами переговоров, так и внутриличностных;
  • осуждать действия, а не их исполнителей;
  • оценивать совместимость партнеров для решения спектра поставленных задач;
  • работать не столько на свою репутацию, сколько на имидж организации.
Читайте также:  Какие женщины нравятся мужчинам?

Непросто овладеть всеми этими компетенциями. Поэтому многие предприятия дорожат сотрудниками, постигшими премудрости делового общения.

Сегодня они особенно востребованы в тех сферах, где снижена культура общения, где нарушаются нормы этического поведения, где вымогают барыши в виде подарков, взяток, «левых» выплат. Подобные казусы недопустимы в деловом мире, основанном на взаимовыгодных сделках.

Заключение

Каждая личность, вступая даже в самые тесные контакты, сохраняет свою самобытность, духовную автономию. Поэтому достижение целей общения невозможно без преодоления разногласий и других сложностей, возникающих при взаимодействии людей. Но именно в подобных непростых коммуникациях появляется реальный шанс достичь успехов в личностном росте и саморазвитии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *